3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стройгазконсалтинг строительство ЦКАД может уступить Крокусу

«Стройгазконсалтинг» может уступить строительство ЦКАД «Крокусу»

Госкомпания «Автодор», ответственная за проект строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД, платный дублер подмосковной «бетонки»), думает над заменой подрядчика: «Стройгазконсалтинг» уведомил ее, что не может исполнить контракт, рассказал человек, близкий к Минтрансу, и подтвердил представитель «Автодора». Строительство первой секции могут доверить «Крокусу», знают федеральный чиновник и человек, близкий к Минтрансу, а также сотрудники трех компаний, задействованных в проекте ЦКАД.

«Стройгазконсалтинг» выиграл контракт на строительство и обслуживание первого участка ЦКАД весной 2014 г. Компания запросила неожиданно низкую цену – 48,9 млрд руб., на 3,5 млрд руб. ниже стартовой. Построить такой сложный объект по столь низкой цене нереально, предупреждали тогда сотрудники компаний-конкурентов.

Видимо, и не получится. К апрелю этого года стройка так и не началась, сообщал предправления «Автодора» Сергей Кельбах: работы не сдано «ни на копейку», компания отстала от графика уже на полгода.

«Стройгазконсалтинг» столкнулся с финансовыми проблемами. Он не смог получить аванс от «Автодора», поскольку не предоставил банковскую гарантию – стоимость гарантий в прошлом году резко выросла, и даже надежным подрядчикам банки выдавали их неохотно. А по соглашению «Автодора» с подрядчиком заказчик перечисляет средства в основном за выполненные работы, объясняет старший юрист Herbert Smith Freehills Роман Чураков.

У «Стройгазконсалтинга» нет ни собственных свободных средств, ни возможности привлечь заемный капитал. С конца прошлого года он получает иски от кредиторов. Банки и субподрядчики выставили ему претензии на общую сумму 15 млрд руб. В апреле у «Стройгазконсалтинга» официально сменились собственники: компания перешла от Руслана Байсарова к Газпромбанку и инвестфонду UCP Ильи Щербовича. Чтобы обеспечить «стабильную операционную деятельность» «Стройгазконсалтинга», Газпромбанк займется реструктуризацией долгов, обещала первый вице-президент банка Екатерина Трофимова. Новые акционеры заняты расчисткой накопившихся проблем, так что пока не до проектов, признает человек, близкий к компании.

«Автодор» такая ситуация не устраивает, говорит федеральный чиновник. Строительство ЦКАД финансируется из ФНБ, о запуске этого проекта объявлял президент Владимир Путин, и проблемы у одного из подрядчиков создают угрозу для всего кольца. После переговоров с компанией стало ясно, что выполнить обязательства она не сможет, рассказывает сотрудник компании, в них участвовавшей. На прошлой неделе Минтранс, «Автодор», подрядчики и банки обсуждали, как поменять подрядчика, рассказали два человека, близких к Минтрансу. Окончательного решения нет, говорит один из них: «Автодор» изучает разные варианты, но во всех есть сложности и риски.

Что надо построить

Первая секция – это 49,5 км в новой Москве, Подольском и Наро-Фоминском районах. Из 48,9 млрд руб. сам «Стройгазконсалтинг» обязался инвестировать 6,8 млрд, остальное должно предоставить государство. Дорогу нужно построить до конца 2018 г., а затем обслуживать до 2037 г.

Основная кандидатура на замену «Стройгазконсалтингу» – группа «Крокус» Араса Агаларова, рассказывают собеседники «Ведомостей». «Крокус» тоже участвовал в тендере, но не прошел по квалификационным требованиям: у компании нет опыта строительства дорог высшей технической категории. Но интерес к проекту она не потеряла: Агаларов еще зимой предлагал альтернативные варианты строительства первой секции, рассказывали два федеральных чиновника. Вопрос в том, как быть с недостаточной квалификацией «Крокуса», говорит один из собеседников «Ведомостей».

Читать еще:  Как сделать трубогиб своими руками

Не ясно также, что будет с ценой проекта и со сроками, продолжают два участника обсуждения. Отставание по контракту значительное, а ситуация на рынке существенно изменилась, так что компания, которая возьмется за проект, неизбежно поставит вопрос о переносе сроков и увеличении сметы.

Наконец, не определен юридический механизм смены подрядчика. Согласно внутреннему положению о закупках «Автодор» вправе расторгнуть контракт со «Стройгазконсалтингом» и без конкурса назначить второго лучшего участника, т. е. АРКС, говорит Чураков. Иную компанию назначить без конкурса крайне сложно. Представитель АРКС на запрос не ответил.

Другой способ поменять подрядчика – уступка прав и обязательств в пользу компании, выбранной «Автодором», говорит Чураков: риски тут ниже, но потребуется согласие «Стройгазконсалтинга».

Выход «Стройгазконсалтинга» из проекта был бы логичным, признает человек, близкий к компании. Дорожным строительством «Стройгазконсалтинг» пытался заняться не от хорошей жизни, а из-за проблем в отношениях с ключевым заказчиком – «Газпромом», признается он. Теперь, после смены акционеров, компания надеется вернуться к «узкой» специализации.

Представители Минтранса и «Стройгазконсалтинга» от комментариев отказались. Представитель «Крокуса» на запрос не ответил.

Следствие нашло дорогу в «Крокус»

Следственный комитет установил, что компания «Крокус Интернэшнл» Араза Агаларова использовала два аванса от «Автодора» на 12,6 млрд и 2 млрд руб. (в сумме — 14,6 млрд руб.), перечисленные в 2015–2017 годах, для получения дохода в виде процентов на депозитах, а не для строительства первого участка Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Подмосковье.

Это следует из постановления судьи Басманного районного суда Артура Карпова, который санкционировал проведение выемки документов в рамках уголовного дела против экс-главы «Автодора» Сергея Кельбаха, обвиняемого в превышении должностных полномочий, в частности при перечислении «Крокусу» дополнительного аванса на 2 млрд руб. У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердил источник, знакомый с материалами дела.

«Денежные средства [от «Автодора»] поступали на обособленный банковский счет [«Крокус Интернэшнл»] в Сбербанке. Режим счета не допускает размещения временно свободных средств в депозит», — заявил РБК представитель группы компаний «Крокус». Процентная ставка на остатке денежных средств на счете установлена в размере 0,25% годовых, расходование начисленных процентов возможно только на строительство ЦКАД, добавил он. По его словам, в «Крокус» не поступало запроса следственных органов о выемке документов.

Представитель Сбербанка отказался от комментариев.

Претензия Следственного комитета к Кельбаху заключается в том, что первый аванс на 12,6 млрд руб., перечисленный «Крокусу», был максимальным, который госкомпания могла выдать подрядчику, чтобы не превысить предельный размер в 30% от госфинансирования (строительство первого участка ЦКАД оценивается в 48,9 млрд руб., из них госучастие — 42,2 млрд руб.). Однако в декабре 2017 года по указанию Кельбаха, «достоверно осведомленного о предельном размере выплаченного аванса», «Автодор» «необоснованно» перечислил на расчетный счет «Крокус Интернэшнл» в качестве дополнительного аванса еще 2 млрд руб. Таким образом, компания перечислила авансы на 14,6 млрд руб., составляющие 34,6% госфинансирования проекта.

«Все авансы выплачивались в пределах 30% от государственного финансирования, и они были обеспечены гарантией Сбербанка», — говорил ранее РБК представитель «Крокуса». Предоставление авансов и приемка работ — это не единовременная процедура, а продолжительный процесс, добавил он в среду, 10 июля. И каждый новый аванс, если он перекрывается выполненными работами (если заказчик принял работы, в оплату которых был выплачен предыдущий аванс), может быть выплачен в рамках установленного порога 30% в рамках закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отметил собеседник РБК.

Читать еще:  Как перекрасить потолок

Готовность первого участка ЦКАД протяженностью 49,5 км, который строит «Крокус», на данный момент составляет 65–70%, утверждает представитель группы. Он включает 50 искусственных сооружений (мосты, путепроводы, переходы и так далее) и 8 млн куб. м насыпи земляного полотна. По словам представителя «Крокуса», бюджет проекта не изменился, оставшись на уровне 48,9 млрд руб. Участок должен быть сдан в октябре 2020 года.

В отношении Кельбаха возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями), предусматривающей максимальное наказание до десяти лет лишения свободы. По версии следствия, помимо дополнительного аванса «Крокусу» топ-менеджер согласовал в 2015 году незаконную оплату компании «Кольцевая магистраль» комиссии за банковскую гарантию в размере 3,9 млн руб. в Газпромбанке.

Какие претензии к компании Араса Агаларова возникли у следователей

В деле об ущербе при строительстве ЦКАД появился новый подозреваемый. Как пишет РБК, внимание следствия привлекла компания Crocus, принадлежащая миллиардеру Арасу Агаларову. Она якобы получила неправомерно большой аванс на строительство участка дороги и положила деньги на депозит вместо того, чтобы начать работу. По факту злоупотребления полномочиями фигурантом уголовного дела стал бывший председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Как в Crocus ответили на претензии? Об этом — Иван Якунин.

Закон довольно четко описывает возможный размер аванса, если речь идет о бюджетных деньгах. На участок ЦКАД, который строил Арас Агаларов, государство выделило 42 млрд руб. Аванс не должен превышать 30%, и это требование было соблюдено: подрядчик получил около 12,5 млрд руб., но позже, в 2017 году, получил еще 2 млрд руб., что и заинтересовало следователей. Теперь же РБК пишет, что компания, вместо того чтобы потратить средства на строительство, решила получить с них проценты. Впрочем, руководитель объединения «Гражданский контроль государственных закупок» Дмитрий Доброштан не видит в этом нарушений: «Нецелевое использование бюджетных средств — это направление денег туда, куда контрактом или иными регламентирующими документами вообще не было предусмотрено. Даже если эти средства находятся на депозите, они могут быть использованы в соответствии с контрактом в дальнейшем. При чем здесь тогда нецелевое использование бюджетных средств?»

В чем обвиняют экс-главу «Автодора» Сергея Кельбаха

В Crocus Group «Ъ FM» пояснили, что это был не депозит, а счет в Сбербанке со ставкой всего 0,25%, и вырученные деньги можно потратить только на строительство ЦКАД. Вообще участок, за который взялся Crocus, можно назвать проблемным. Агаларов боролся за то, чтобы его построить, но проиграл конкурс, потому что не имел опыта в строительстве дорог. Однако спустя год победивший подрядчик, компания «Стройгазконсалтинг», принадлежащая «Газпрому», уведомила «Автодор», что не сможет исполнить обязательства. И контракт все-таки достался Crocus, хотя внушительного опыта в этой сфере у них так и не появилось. Тогда Арас Агаларов, который редко общается с прессой, гордо рассказывал о проекте каналу «Россия 24».

Арас Агаларов, президент Crocus Group:

«Первой участок ЦКАДа — это 48 км, из которых 12 км мостов, 12 тыс. забивных свай, 700 — буровых, 35 тыс. т металла. В общем, не буду загружать цифрами, проект сложный, но я люблю сложные проекты, поэтому нам его делать интересно. Мы планируем его закончить к 2018 году».

Но все это, кажется, отвлекает наблюдателей от главного: зачем «Автодор» передал Crocus второй аванс в 2 млрд руб.? Представитель компании в беседе с «Ъ FM» сообщил: «Предоставление авансов и приемка работ — это не единовременная процедура, а продолжительный процесс. И каждый новый аванс, если он перекрывается выполненными работами, может быть выплачен в рамках установленного порога», так что закон не нарушен, что обеспечивает гарантия Сбербанка. Но аргумент не кажется убедительным замгендиректору «Transparency International — Россия» Илье Шуманову: «Второй транш вступил без освоения первого, соответственно, эффективность расходования бюджетных средств у меня лично вызвала бы вопросы. Мне кажется, здесь прослеживается какая-то коррупционная история. Бюджетные средства используются с точки зрения получения выгоды коммерческой компанией, а не государством. Поэтому логично, что следователи проявляют интерес к этой истории».

Читать еще:  Ремонт и уход кирпичных печей

Почему проект платной магистрали признали недоработанным

Как это разбирательство отразится на перспективах бывшего председателя правления «Автодора» Сергея Кельбаха, пока непонятно. Аванс Crocus — самая крупная из его сделок, которая вызывает претензии у следствия. Но есть и другие, суммарный ущерб от которых оценивают в 136 млн руб.

Сам Сергей Кельбах ни разу не комментировал претензии Cледственного комитета. До сих пор не сообщалось о его задержании. Где он находится, тоже неизвестно.

Многострадальный ЦКАД: деньги растворяются, стройка затягивается

Главная подмосковная стройка — Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) — буксует уже несколько лет: объекты не сдаются в срок, выделенные на них деньги «зависают». Печальные итоги очередного аудита опубликовала Счетная палата.

Строительство ЦКАД формально началось летом 2014 года, но де-факто к возведению дорожных объектов приступили только в 2016 году, а до того ГК «Автодор» и нанятые им подрядчики просто крутили выделенные государством деньги в банках и получали с них проценты. Об этом два года назад Счетная палата даже сняла разъяснительный видеоролик.

На этой неделе Счетная палата опубликовала итоги аудита стройки ЦКАД в 2016–2017 годах, и ситуация, к сожалению, не улучшилась.

За отчетный период из 62,6 млрд рублей, выделенных Фондом национального благосостояния на строительство ЦКАД, в дело пошли только 38,4 млрд. Предусмотренное проектом внебюджетное финансирование отсутствует как класс, хотя требовалось привлечь 8,8 млрд рублей. Вместо привлечения денег частных инвесторов «Автодор» попросил из федерального бюджета на стройку дополнительно 1,9 млрд рублей, а общая смета проекта выросла на 13,5 млрд рублей.

Заданные сетевым планом-графиком сроки сдачи объектов не соблюдаются. Так, пусковой комплекс №1 готов только на 15,6%, а в 2017 году по нему проведено лишь 23,4% запланированных работ. При проверке на местах аудиторы обнаружили на объекте менее 50 рабочих и не более 30 единиц техники при плановых 1097 рабочих и 638 машинах. При этом «Автодор» в нарушение контракта выделил исполнителю — АО «Крокус интернэшнл» — лишние деньги: 14,6 млрд рублей вместо положенных 12,6 млрд.

На пусковом комплексе №3 за отчетный период работы не принимались и не оплачивались, хотя к концу июня этого года здесь должно быть построено объектов на сумму 19,6 млрд рублей. Теперь сроки сдачи этого участка сдвигаются как минимум на год, при этом «Автодор» скорректировал проектную документацию без согласия Главгосэкспертизы.

Работы на пусковом комплексе №4 должны были начаться в июле прошлого года, но по состоянию на 1 января 2018-го так ничего и не было сделано, в Росавтодоре не получено даже разрешения на строительство!

На пусковом комплексе №5 работы в 2017 году выполнены только на 60%, а общая готовность объекта составляет 33%, притом что по плану сдать его нужно в декабре 2018-го…

Кроме того, аудиторами зафиксирована некачественна укладка асфальта на сумму 40,3 млн рублей, и «Автодор» эту халтуру принял!

Результаты аудита Счетная палата направила в Генеральную прокуратуру, Минтранс, Минэкономразвития и в палаты Федерального собрания. Будет ли, наконец, хоть какая-то реакция? Поживем — увидим.

  • Проезд по ЦКАД будет платным: в 2016 году «Автодор» сообщил о том, что взимать деньги с водителей планируется в безостановочном режиме по так называемой системе free flow.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector