0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Татарстаном предложено отдать регионам полномочия относительно изъятия участков для высокоскоростной магистрали

Власти Татарстана попросят разрешение на быстрое изъятие земель для высокоскоростной магистрали.

Власти Татарстана попросят у федерального центра полномочия самостоятельно заниматься изъятием земель под строительство высокоскоростной магистрали «Москва-Казань». Сам порядок изъятия земель, по примеру Сочи, предлагается существенно упростить. Такая новость только усугубила протестные настроения жителей поселка Займище, по которому может пройти ветка ВСМ. Группа инициативных жителей, ранее отправившая письмо прокурору РТ Илдусу Нафикову с просьбой защитить их дома от сноса, заявила, что никакие денежные компенсации от государства им не нужны — они не хотят отдавать свои земли.

Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин на брифинге 5 ноября рассказал, что собирается предложить федеральным властям делегировать республике ряд полномочий по изъятию земель из частной собственности и земель, находящихся в долгосрочной аренде. Это нужно министерству, чтобы ускорить процесс проектирования и строительства высокоскоростной магистрали «Москва-Казань» на территории Татарстана.

«Необходимо принять на федеральном уровне четкий механизм упрощенного изъятия земельных участков, в том числе и по землям лесного фонда, для нужд строительства ВСМ», — считает министр. Также он предложил по примеру Сочи сократить сроки письменного уведомления собственников об изъятии с одного года до трех месяцев.

Ленар Сафин считает, что для подобных случаев земельный кодекс РФ в части перечисления оснований для изъятия земель нужно дополнить пунктом «иные обстоятельства, установленные законом РФ». Само изъятие земель, по мнению чиновника, стоит проводить без торгов и без предварительного согласования мест размещения объектов.

Присутствующий на совещании начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун посоветовал Л. Сафину «не затягивать» с передачей этих предложений на федеральный уровень.

В министерстве земельных и имущественных отношений РБК-Татарстан пояснили, что количество и площадь земельных участков, через которые пройдет ВСМ, не подсчитано, поскольку еще не утвержден окончательный маршрут. В министерстве только отметили, что под строительство с большой вероятностью попадут земли всех видов собственности, в том числе и частной.

Против строительства ВСМ уже выступила инициативная группа татарстанцев. 300 жителей поселка Займище обратились в прокуратуру РТ с просьбой признать несостоявшимися общественные слушания, на которых был одобрен маршрут ВСМ через их поселок. «Нам не нужны компенсации и деньги. Есть варианты строить дорогу мимо Займища, по М7, по пустырям. Нам нужны наши дома в том виде, в котором они есть», — рассказала РБК-Татарстан член инициативной группы жителей посёлка Рамиля Ахметзянова.

Напомним, в июне 2008 года для строительства олимпийских объектов в Сочи Владимир Путин подписал отдельный закон, разрешающий местным властям изымать земли у частных владельцев. Срок оповещения собственника земель об их изъятии сократили с года до трех месяцев. Кроме того, если раньше решение об изъятии, принятое исполнительными органами власти, надо было регистрировать в Федеральной регистрационной службе, то закон это отменил. Закон касается только Краснодарского края и ограничен по срокам — до 1 января 2014 года.

Сочинцы выражали недовольство еще до принятия соответствующего закона — жители Имеретинской долины Сочи проводили митинги, отказываясь переселяться. Однако позднее недовольства утихли. Юрист, старший партнер московской юридической компании «Консулъ» Захид Мамишов предположил, что это связано с тем, что работа независимых оценщиков земель не оставила места для «произвола чиновников». По его словам, тогда поручение «не обидеть собственников» давал президент России Владимир Путин.

Чтобы чиновники Татарстана не увлеклись «экономией бюджетных средств» при назначении компенсаций собственникам земель, за этим должен пристально следить глава республики, считает Захид Мамишов.

Из проекта магистрали Челябинск — Екатеринбург предложили исключить Касли

Власти сделали очередной шаг на пути к возведению высокоскоростной магистрали Челябинск — Екатеринбург. На днях в федеральной информационной системе территориального планирования появились документы, связанные с изменением транспортной схемы Российской Федерации. В частности, в схему территориального планирования предложено внести уральскую ВСМ, здесь же обозначена трассировка будущей магистрали между Челябинском и Екатеринбургом; а также дать обоснование, почему дорога должна быть проложена именно так. Пока у документа значится статус «проект» и в него можно внести изменения, но эксперты полагают, что это маловероятно.

«Включение ВСМ в схему территориального планирования, по большому счету, ничего не значит и ни к чему не обязывает, — говорит источник Znak.com, знакомый с процедурой прохождения подобных документов. — Но это необходимая формальность, после которой можно вносить изменения в региональные и муниципальные схемы. Как правило, такие проекты рассматриваются до трех месяцев. За это время с мест могут поступить замечания и предложения. Но опыт говорит о том, что регионы и не пытаются что-то поменять в проектах, а молча принимаю то, что предлагает Москва».

Разработчиком проекта значится ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», головной офис которого расположен в Санкт-Петербурге. Согласно материалам, выложенным в информационной системе, магистраль Екатеринбург — Челябинск, получившая название Уральская высокоскоростная магистраль (УВСМ), должна быть частью двух более глобальных маршрутов: Екатеринбург — Астана и Москва — Челябинск.

«На УВСМ предусматриваются следующие типы раздельных пунктов с путевым развитием: пассажирские начальные и конечные станции: Екатеринбург-Пассажирский Свердловской железной дороги и Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги, — говорится в документации. — Пассажирские промежуточные станции: Кольцово, Сысерть, Сулейманово, Баландино. Также запланированы опорная станция Снежинск и техническая станция Тракторострой, которая будет основным депо».

Ранее власти Челябинской области сообщали, что ВСМ может дать дополнительный импульс одной из депрессивных территорий, а именно Каслям. Предполагалось, что появление в этом городе новой инфраструктуры даст территории рабочие места и привлечет инвестиции.

Кроме того, Касли расположены рядом с двумя относительно обеспеченными «запретками» — Озерском и Снежинском, жителям которых могла бы быть интересна магистраль. Однако в проекте о станции в Каслях нет ни слова.

«Прохождение трассы в районе Снежинска планировалась изначально. В соответствии с разработками проектировщиков ХП «УСМ», трасса высокоскоростной железнодорожной магистрали проходит между Челябинском и Екатеринбургом максимально прямо и учитывает при этом существующие земельно-правовые, градостроительные и иные ограничения.

Снежинск расположен между Челябинском и Екатеринбургом и попадает в зону тяготения трассы. Станция Снежинск-УВСМ предусматривается за пределами ЗАТО, и зона между станцией и городом становится перспективной территорией развития.

На данный момент ведутся работы по включению трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск — Екатеринбург в Схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, — сообщил Znak.com директор хозяйственного партнерства „УВСМ“ Сергей Бревнов. — Для этого ранее были подготовлены и отправлены в Минтранс России документы, которые основывается на принятой трассировке, на проведенных изысканиях, в том числе на результатах аэрофотосъемки. Проект изменений в Схему территориального планирования согласован внутри Минтранса России и отправлен на согласование в профильные федеральные органы исполнительной власти, а также в Челябинскую и Свердловскую области».

Читать еще:  Как выбрать и как правильно использовать декоративные пороги при оформлении стыка разных напольных покрытий

При этом пассажирская станция появляется в Сулейманово — небольшой деревне недалеко от федеральной автомобильной трассы М-5.

«В границах 30-минутной автомобильной доступности будут станции УВСМ от таких населенных пунктов, как Полевской (62 тыс. чел.), Снежинск (50 тыс. чел.), Сысерть (21 тыс. чел.), Касли (17 тыс. чел.), Кольцово (15 тыс. чел.) и некоторых менее крупных. В зоне тяготения УВСМ оказывается также и население, проживающее на территории, прилегающей к названным поселениям, — говорится в сопроводительной документации. — В зоне тяготения УВСМ проживает население почти 3,5 млн чел., больше половины от этого числа приходится на Свердловскую область (1,8 млн чел), на Челябинскую — 1,6 млн. человек».

Согласно документам, именно такой вариант трассировки был выбран из 8 вариантов, при этом любая другая конфигурация УВСМ повлечет за собой существенное удорожание проекта. Ранее власти Челябинской области обозначали стоимость строительства магистрали в 200 млрд рублей.

«Проект планируется реализовать на принципах государственно-частного партнерства в рамках концессионного соглашения, — отметил Сергей Бревнов. — Для его воплощения создано хозяйственное партнерство, в которое вошли Челябинская и Свердловская области, Группа ЧТПЗ и Инвестиционная группа РВМ-Капитал. ОАО „РЖД“ выступает стратегическим партнером проекта, заключено трехстороннее соглашение. На данный момент ХП „УСМ“ ведутся переговоры с потенциальными отечественными и зарубежными инвесторами. Так, в этом году на площадке „Евразийский мост“ в Харбине был подписан Меморандум о сотрудничестве с китайскими коллегами из China Railway Group Ltd. Летом состоялась презентация проекта на Российско-Итальянской рабочей группе по транспорту. В настоящий момент ведутся переговоры о сотрудничестве с Немецкой инициативой по развитию ВСМ, с производителем подвижного состава Talgo. Помимо этого, ведутся переговоры с рядом банков».

Отмечается, что при выборе положения трассы исключено прохождение путей через особо охраняемые природные территории.

«Выбор трассы УВСМ произведен в полигоне, ограниченном с запада железнодорожной линией Екатеринбург — Верхний Уфалей — Кыштым — Шагол — Челябинск, а с восточной стороны — железнодорожной линией Екатеринбург — Каменск-Уральский — Баландино — Челябинск. Всего рассмотрено восемь вариантов трассы, — говорится в материалах. — Рекомендуемый вариант прохождения трассы подтвержден проведенными в рамках обоснования инвестиций инженерными изысканиями. Изменение варианта прохождения трассы с учетом заданной скорости движения и нормируемого времени хода между конечными пунктами повлечет за собой существенное увеличение затрат на реализацию проекта».

По прогнозу, на второй год эксплуатации магистрали пассажиропоток должен составить порядка 3 млн человек в год. На шестой год эксплуатации, согласно планам, должны появиться новые высокоскоростные ветки.

Владислав Иноземцев: почему Россия вряд ли сможет построить высокоскоростные магистрали

«УВСМ будет интегрирована в общероссийскую сеть высокоскоростного и скоростного транспорта и будет связана с такими проектами, как железнодорожные магистрали Москва — Казань — Екатеринбург (ВСМ-2), Екатеринбург — Тюмень и Екатеринбург — Нижний Тагил. УВСМ позволит создать высокоскоростную железнодорожную связь Челябинска с множеством крупных городов, в том числе с Москвой (к 2030 году), а также будет являться одним из элементов транспортного коридора Европа — Казахстан — Китай, — говорится в проекте. — Произойдет фактическое объединение рынков труда Свердловской и Челябинской агломераций, формирование единой Уральской конурбации. Административные центры, в районе которых пройдет УВСМ, будут притягивать трудовые ресурсы, что стабилизирует, в частности, демографические тенденции и в целом приведет к постепенному выравниванию социально-экономического развития субъектов зоны тяготения УВСМ. Реализация проекта позволит расширить географию маятниковых миграций в Екатеринбургской и Челябинской агломерациях, также позволит решить многие экономические и демографические проблемы монопрофильных населенных пунктов, располагающихся в зоне тяготения УВСМ. Жители данных городов получат возможность найти себе место приложения труда в региональных центрах, не меняя место своего жительства».

Согласно расчетам, работа магистрали даст бюджетам Челябинской и Свердловской областей дополнительные доходы более 90 млрд рублей. При этом строительство УВСМ возможно осуществить за четыре года.

Однако эксперты отнеслись к проекту скептически, назвав многие пункты проекта «фантазией».

«Из документов видно, что от ВСМ отрезано 60% населения Челябинска, — говорит гендиректор ООО „КЭМП“, уральский эксперт в сфере транспорта и логистики Яков Гуревич. — Запланированы станции на вокзале и в аэропорту. При такой конфигурации жителям северо-запада и Металлургического района Челябинска магистраль неинтересна, так как им до вокзала придется добираться час, а то и больше. А если планировать станции по Челябинску, то в заявленное время пути уложиться будет невозможно. Но главное, откуда взяли, что магистраль будет кому-то нужна? Да, как быстрый транспорт до аэропорта Кольцово, которому Баландино давно проиграло конкуренцию, это интересно. Но это явно не 3 млн пассажиров в год. В документах говорится о 49 поездах в сутки. Но между Челябинском и Екатеринбургом нет такого грузопотока».

Яков Гуревич: «Проект ВСМ Челябинск — Екатеринбург нереален и никому не нужен»

Кроме того, в обосновании указано, что проект согласуется с прогнозами долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 года. Однако, по мнению эксперта, в прогнозе сказано, что все ВСМ будут реализовываться, только если страна будет развиваться по инновационному сценарию. Сейчас же страна идет по консервативному. Кроме того, планы на высокоскоростные магистрали утверждены научно-техническим советом ОАО «РЖД», есть на этот счет и программа развития высокоскоростного движения. Правда, совет — это совещательный орган, программа же должна финансироваться правительством страны, а средств на это не выделялось.

«Челябинская область уже теряет инвестиции из-за проекта ВСМ, — говорит Яков Гуревич. — РЖД на фоне разговоров о новой высокоскоростной магистрали перестало вкладывать средства в развитие ветки через Каменск-Уральский в Челябинск. Раньше здесь планомерно шли работы, направленные на то, чтобы магистраль была двухпутной. Сейчас они остановлены. Но в целом развивать ВСМ — это тупиковый путь. За Китаем, который годами и поэтапно развивал эту тему, нам уже просто не угнаться. При этом весь мир ждет, когда будут разработаны новые варианты скоростных передвижений. Речь идет о Hyperloop (проект Илона Маска. — Прим.ред.) или подобном проекте. Да, сейчас они только разрабатываются, и там много сложностей, но когда-то все это будет преодолено. Эта технология быстрее и выгоднее. Но главное, на этом поле еще нет игроков, и там можно занять лидирующие позиции, а не пытаться догнать Китай, что в принципе невозможно. При этом в России идут активные разработки своего условного „гибперлуп“. Но челябинские вузы в них не участвуют, хотя определенные компетенции есть».

Фабрики — рабочим, землю — ВСМ. Изъятие участков и компенсации: новые подробности старого мегапроекта РЖД

«Зародыш» ВСМ «Москва – Казань» медленно, но верно превращается в источник беспокойства и головной боли для десятков тысяч граждан, над которыми нависла угроза переселения. В зоне трассы высокоскоростной магистрали может оказаться до 15 тыс. участков, треть которых находятся в частной собственности. Прояснить свою судьбу граждане могли бы, обратившись лично в информационный центр ВСМ или направив заявку, ответ на которую можно ожидать до месяца. Под личный приём было запланировано всего шесть дней в течение лета. Однако и эти встречи высокоскоростных топов с простыми смертными в полном объёме не состоялись.

Читать еще:  Препятствием для строительства Маратовской развязки в Иркутске служат жилые дома и памятник архитектуры

Vgudok.com попросил пресс-службу компании «Скоростные магистрали» подробнее рассказать, что происходит и чего стоит или не стоит бояться владельцам земельных участков. И вот какой ответ мы получили.

«Утверждённая документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) ВСМ «Москва — Казань» опубликована на официальных сайтах муниципальных образований Московской области и Владимирской области. Эти материалы по составу и содержанию полностью соответствуют градостроительному кодексу.

В связи с организацией публичного доступа к материалам утвержденной документации по планировке территории и предстоящим отпускным периодом, мероприятия по информированию заинтересованных лиц о зоне планируемого размещения ВСМ «Москва — Казань», запланированные на 27 июля, 24 августа 2018 г. на территории Московской области, 10 августа 2018 г. на территории Владимирской области, переносятся на осенний период. Даты и время проведения информирования будут сообщены дополнительно, — рассказали нашему корреспонденту в пресс-службе высокоскоростной «дочки» РЖД. —

Процедура выкупа участков в пользу государства не требует от правообладателей подготовительных мероприятий.

Мероприятия по информированию населения проводятся для предоставления гражданам информации о расположении их участков в полосе отвода проектируемой железнодорожной магистрали. При этом имущество большинства обратившихся граждан находится вне границ зоны планируемого размещения ВСМ.

В настоящее время дата начала мероприятий по выкупу не определена. Дополнительно информируем, что процедура выкупа земельных участков в пользу государства не требует от их правообладателей никаких подготовительных мероприятий.

Отметим, что все заинтересованные лица могут в любое удобное для себя время направить запрос по адресу электронной почты info@hsrail.ru, а также оставить его в Информационных центрах ВСМ».

Создаётся впечатление, что высокоскоростные чиновники, играют с огнём, переводя стрелки на региональные власти и доводя тем самым ситуацию до накала. Можно вспомнить скандальный митинг в посёлке Юдино, устроенный зимой 2013 года «дабы достучаться до властей, которые не слышат тревоги 3 тыс. человек, «по головам которых» они собираются строить ВСМ». Тогда возмущённую толпу региональные чиновники едва успокоили, объяснив , что представленная на сайте карта ВСМ ещё не согласована, а как пройдёт трасса — пока ещё решают.

Осенью 2015 года, высмотрев на картах в интернете, что именно через их село протянутся рельсы высокоскоростной магистрали «Москва – Казань», запаниковали жители нижегородского села Сартаково. Свою тревогу они высказали простодушно: «Мы за нашу деревню — как в фильме «Любить по-русски»: и с пушками выйдем!»

Нижегородские чиновники тогда прямо указали «героев» всей истории, сообщив, что схемы прохождения трассы согласуются в АО «Скоростные магистрали» и выкупом земель будут заниматься в этой организации. Сегодня АО говорит уже о публикации утверждённых схем. Это значит, что за раздутый при их отпускной беспечности пожар народных волнений ответить наверняка придётся. Атмосфера и без того накалена пенсионной реформой и вряд ли Кремлю понравятся имущественные скандалы вокруг ВСМ.

Антон Александров из «Скоростных магистралей» проговорился, что общая сумма возмещения относительно небольшая.

А что без них не обойдётся, показывает недавний опыт в Сочи. Так, о злоключениях людей, у которых изымали земельные участки в ходе подготовки к Олимпиаде 2014 можно почитать здесь . Юристы пишут, что теперь применяется особый, упрощённый порядок изъятия земель. И в запасе у людей, чей участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд, времени на отстаивание своих интересов, с точки зрения размера компенсации, не так уж много — до трёх месяцев. Подробней об этом можно почитать по этой ссылке .

В любом случае документы лучше держать в полном порядке. Ведь на встрече с гражданами в июне руководитель департамента земельных и имущественных отношений компании «Скоростные магистрали» Антон Александров проговорился, что общая сумма возмещения относительно небольшая.

Как себя вести в случае, если участок «попал» под снос и государство собирается за него заплатить, vgudok.com рассказала юрист-консультант «Общества защиты прав» Ирина Захарова.

«Обращаться владельцам участков надо к адвокату по земельным спорам. Он расскажет весь алгоритм действий. То есть, на какие правовые пункты ссылаться и в какие органы государственного контроля направлять обращения по территориальности. Также объяснят, какого назначения земельные участки, попадающие под выкуп. То есть, полностью выдаётся правовая база человеку и объясняется, как с ней правильно работать.

Для проведения независимой экспертизы необходима какая-то инициативная группа. Её можно сделать только коллективно. Если делать самостоятельно, это будет не совсем действенно», — пояснила эксперт.

Г-н Мишарин рассчитывает, что сроки начала строительства станут известны после утверждения правительством транспортного плана.

В заключение отметим, что первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» господин Мишарин продолжает со всех площадок рассуждать о неких «наибольших инвестиционных мультипликаторах», которые несёт этот проект, и о том, что «средства очень быстро возвращаются государству за счёт полученных эффектов». Г-н Мишарин рассчитывает , что сроки начала строительства станут известны после утверждения 1 октября правительством России транспортного плана. Быть может, ему известно нечто большее, чем обсуждается не первый год на всех уровнях, включая СМИ, и проект принесёт России столько пользы? Этого мы не знаем. По той простой причине, что конкретики в заявлениях высокоскоростных топов не так чтобы очень много…

На месте моей дачи государство собирается строить высокоскоростную магистраль

Недавно узнал, что одна из высокоскоростных пассажирских магистралей Москва — Смоленск — Красное пройдет рядом или прямо через садовое товарищество, где у меня и у многих других есть участок и дом.

Магистраль уже нанесли на генплан поселения. Пока не очень понятно, будут ли ее строить, и если будут, то в какой срок.

В связи с этим у меня есть вопросы:

  1. Какие права и возможности есть у собственников участков и домов?
  2. Будет ли государство что-то компенсировать в какой-либо форме собственникам?
  3. Если будет в материальном выражении, как будет рассчитываться компенсация?
  4. Как будет выплачиваться компенсация при полной и долевой собственности?

Если государство изымает какое-то имущество для своих нужд, оно компенсирует стоимость этого имущества. Расскажу подробнее.

Когда могут изъять землю

Иногда государству приходится изымать земли у собственников. Например, если это нужно для строительства важных для страны или населенного пункта объектов: коммуникаций, дорог и магистралей.

Поэтому, если высокоскоростная магистраль пройдет через ваше садоводческое товарищество или совсем рядом с ним, у вас действительно могут забрать землю и все, что на ней расположено. Но государство возместит вам рыночную стоимость участка, понесенные убытки и упущенную выгоду.

Как принимается решение об изъятии

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

До этого орган, который планирует изъять участок, должен установить собственника участка — направить запрос в Росреестр. Если ваше право собственности зарегистрировано до 1998 года — момента, когда появился единый госреестр, ЕГРН, — могут возникнуть проблемы. Власти просто не вычислят вас как собственника. В этом случае уполномоченный орган обратится в суд, чтобы признать право собственности Российской Федерации, субъекта или муниципального образования на участок и постройки на нем.

Чтобы избежать такой ситуации и последующих судебных разбирательств, лучше заранее проверить, есть ли в ЕГРН информация о ваших правах. Если право собственности вы регистрировали после 1998 года, информация точно есть. Если раньше — закажите выписку из ЕГРН на принадлежащий вам участок и дом. Сделать это можно в отделении Росреестра, через МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра. Стоимость обычной выписки — 400 рублей, электронной — 250 рублей. Документ будет готов через 3 рабочих дня.

Читать еще:  Власти планируют к июлю реконструировать две трассы от деревни Саларьево до Мамырей и от деревни Рассказовка до города Московский в новой Москве

Если окажется, что информации о вашем праве собственности в ЕГРН нет, подайте заявление на регистрацию ранее учтенного права в Росреестре или через МФЦ. Госпошлина — 350 рублей.

Еще один вариант заранее позаботиться о своих интересах — подать заявление об учете прав на земельные участки. Для этого надо внимательно отслеживать официальные публикации на сайте муниципалитета и региона — и, как только появится извещение об изъятии земель, сразу подать заявление. В публикации будет написано, куда и когда подавать такие заявления.

Когда орган власти установит собственников, он примет решение об изъятии. В нем будут указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, цель изъятия и ссылка на документы, на основании которых государство изымает землю. Например, постановление городской администрации или администрации области или края.

Уполномоченный орган должен сообщить о своем решении в течение 10 дней после его принятия: разместить информацию на официальном сайте и в печатных СМИ, направить копию в Росреестр, а также правообладателям изымаемой недвижимости.

Решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня принятия. По закону его можно обжаловать в суде. У вас есть право обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — его обоснованность, возможность построить гособъекты в другом месте.

Например, в Новороссийске администрация хотела изъять частный земельный участок, но строить объекты муниципального значения на этом месте не собиралась. Собственник участка оспорил постановление об изъятии, и суд признал постановление администрации недействительным.

Размер компенсации

Изымаемое имущество могут компенсировать деньгами или другой недвижимостью. Обмен возможен, только если вы на него согласитесь. Если предпочитаете получить деньги, настаивайте на таком варианте компенсации. Поскольку государство выкупает у вас землю, оно должно определить сумму, которую вам заплатит, — цену выкупа.

Цена выкупа включает в себя:

  1. Рыночную стоимость земельного участка.
  2. Рыночную стоимость расположенного на участке недвижимого имущества — жилого и нежилого.
  3. Убытки в связи с изъятием земельного участка.

Рыночная стоимость определяется при помощи оценки. Даже если госорган и собственник готовы договориться о цене самостоятельно, привлекать оценщика все равно придется. На компенсацию пойдут бюджетные деньги, и должно быть веское обоснование ее суммы.

Убытки — это расходы, которые понесет собственник из-за изъятия имущества, и неполученные доходы, которые собственник получил бы, если бы землю не изъяли. Расходы на юридическом языке называются реальным ущербом, неполученные доходы — упущенной выгодой.

Например, если у вас на участке есть многолетние насаждения, хозяйственные постройки, скважина, их тоже должны оценить и включить в выкупную цену. Расходы, которые вам придется понести в связи с переездом, тоже относятся к убыткам, и государство должно их компенсировать.

Государство не компенсирует стоимость недвижимости, которая не соответствует целевому назначению земельного участка. Например, если на участке, предназначенном для создания и развития личных подсобных хозяйств, построить гостиницу или автомойку — это нецелевое использование земли. Стоимость таких построек не войдет в компенсацию.

Также в компенсацию не войдут постройки, которые начали строить после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Соглашение об изъятии

Вам должны будут прислать на подписание проект соглашения об изъятии недвижимости. Порядок компенсации — сроки, порядок расчетов — будет прописан в соглашении. Вы можете согласиться с ним или предложить свой вариант.

Власти должны провести оценку и определить размер возмещения не позднее чем за 60 дней до направления соглашения об изъятии недвижимости.

На компенсацию при изъятии могут рассчитывать не только собственники, но и правообладатели, которым участки принадлежат на правах:

  1. Аренды от государства.
  2. Безвозмездного пользования.
  3. Постоянного (бессрочного) пользования.
  4. Пожизненного (наследуемого) владения.

Соглашение об изъятии недвижимости подписывается со всеми правообладателями земельного участка и расположенной на нем недвижимости. Если право собственности на объекты принадлежит нескольким собственникам, компенсацию выплатят пропорционально долям.

Если вы не согласны с размером компенсации, надо обосновать свои требования. Просто «хочу больше, потому что мне надо» не сработает. Приложите копию договора купли-продажи , по которому совсем недавно этот участок купили по более высокой цене, или заключение независимой экспертизы — это будет веским аргументом. Можете сделать свой проект соглашения, протокол разногласий к проекту или просто написать ответ: согласен подписать, если условия измените так-то и так-то .

За экспертизу придется платить из своего кармана. Но, если решить вопрос об изменении условий мирно не получится и дело дойдет до суда, можно попробовать взыскать стоимость экспертизы с органа власти.

Если предложенные условия вас устраивают, подпишите проект соглашения и отправьте один экземпляр обратно. Если вы получили проект, но в течение 90 дней со дня его получения не подписали и не отправили свои возражения, орган может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Что делать с налогами

Деньги, которые вы получите за изъятое имущество, будут вашим доходом. А с полученных доходов вы обязаны платить налоги. Но в данной ситуации государство готово предоставить вам имущественный налоговый вычет в размере всей полученной компенсации.

Вычет вы сможете получить, если подадите в налоговую декларацию. Ее надо будет подать не позднее 30 апреля года, следующего за тем, в котором вам выплатили компенсацию. Если это произойдет в 2019 году, значит декларацию надо будет подать до 30 апреля 2020 года.

Если у вас нет льготы по уплате налога на имущество и вы платите налог на землю и строение, за тот год, в котором произойдет изъятие, налог вам должны насчитать пропорционально тому времени, которое вы владели этим имуществом. Например, если ваше право собственности на земельный участок прекратится на основании подписанного соглашения об изъятии в августе 2019 года, вы заплатите земельный налог на этот участок только за 8 месяцев 2019 года.

Что вам делать сейчас

Если ваш участок действительно решат изъять, посмотрите, какую цену вам предложат. Сравните с рыночной ценой и решите, честная ли это компенсация. Примерную рыночную стоимость вы можете посчитать самостоятельно, проанализировав стоимость аналогичных участков и домов. Или обратитесь за помощью в агентство недвижимости: многие оказывают такую услугу бесплатно или за небольшие деньги.

Сразу тратиться на экспертизу не стоит: вдруг удастся договориться и решить дело миром. Но если государство на контакт не пойдет, вы можете отстоять свои интересы в суде. Кстати, если соседи тоже решат обратиться в суд, можете подать коллективный иск.

Пока у вас нет точной информации, будут сносить ваш дом или нет, можно не делать расчеты: ситуация на рынке недвижимости может измениться внезапно и сильно. Получится, что вы впустую потратите время, а может, и деньги.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector