В ремонт дорог Нижнего Новгорода в 2014 году будут вкладывать в два раза больше финансов
2 миллиарда рублей будет выделено на ремонт дорог Нижнего Новгорода в 2014 году
Дорожники работают без перерывов и выходных дней. Фото: Роман ИГНАТЬЕВ
На сегодняшний день программа по ремонту дворовых территорий в городе выполнена на 70%, первый этап программы по ремонту автомобильных магистралей завершен на 76%, второй — на 32%.
Как дальше будет развиваться транспортная система города, и когда же дороги Нижнего перестанут вызывать столько нареканий от автолюбителей? Эти вопросы мы задали главе города Олегу Сорокину.
Глава города Олег Сорокин ответил на вопросы журналистов.
— В этом году запланированы масштабные работы на двадцати участках, улицах с самым интенсивным движением и большим транспортным потоком. Общая площадь более 240 тысяч кв.метров. Так что это за магистрали?
— Список дорог действительно уже составлен. В него входят улицы семи районов города. Это, в частности, участки по улице Переходникова в Автозаводском районе, Голубева в Ленинском, Есенина и Акимова в Канавинском районе, Страж Революции в Московском районе, Нижне-Волжская набережная. Уложить новый асфальт там планируется к началу ноября. В связи с этим подрядчики работают без перерывов и выходных дней, а также ночью. Но мы при этом понимаем, что все работы, выполненные в течение 2013 года это только начало глобальной кампании, на которую потрачено уже более 700 миллионов рублей, и еще 300 миллионов будет выделено до конца года. Здесь нам активную помощь и поддержку оказывает областное правительство. Уделять повышенное внимание городским дорогам мы будем и в 2014 году, и в 2015. Ведь их качество оказывает влияние на все сферы жизни: работу общественного транспорта, скорость прибытия на место ЧП служб быстрого реагирования, «Скорой помощи», безопасность водителей и пассажиров, в конце концов. Причем ремонтировать мы будем не только основные магистрали, но и дворовые проезды, второстепенные улицы. Сейчас мы активно формируем план ремонтно-строительных кампаний на 2014–2015 годы. И уже можно сказать, что в следующем году мы удвоим объем работ, и на эти цели будет направлено не менее 2 млрд. рублей.
— Вы уже определились с подрядчиками?
— На самом деле, подрядчиков будет много. Дело тут не только в прозрачности процесса, но и в том, что один, два, даже три подрядчика с таким объёмом работ не справятся физически. При этом особые требования будут предъявляться к тем подрядчикам, которые захотят взяться за ремонт таких загруженных магистралей, как улицы Родионова и Новикова-Прибоя, где транспортный поток особенно велик.
— Олег Валентинович, сейчас появилась информация, что грядет оптимизация транспортной сети, в ходе которой длинные маршруты заменят на несколько коротких. Для пассажиров это не слишком удобно: придется ездить с пересадками, тратить на проезд дополнительные деньги.
— Изменения транспортной сети Нижнего Новгорода будут направлены только на пользу жителям города. Поэтому об описанной вами схеме оптимизации можно говорить только как об одной из идей. Специалисты разработают и предложат городским властям и нижегородцам оптимальную схему организации транспортного сообщения внутри города. Тогда мы этот проект рассмотрим, обсудим, наверняка, не раз отправим на доработку, и только после этого вынесем решение.
— Появление новой транспортной схемы заявлено на 2030 год. Она будет запускаться именно к этому времени, или воплощение отдельных частей проекта начнется раньше?
— Безусловно, мы начнем работать в этом направлении заранее. Жизнь постоянно вносит во все сферы, в том числе и в транспортное сообщение, свои коррективы. И при всем при этом не заглядывать в будущее и не понимать, куда надо двигаться, мы тоже не имеем права. Была построена всего лишь одна станция метро в нагорной части, а посмотрите, как она повлияла на пассажиропоток! Свыше ста тысяч новых пассажиров ежедневно получил нижегородский метрополитен. В связи с этим изменились многие автобусные маршруты, а у нас впереди еще реконструкция аэропорта и Московского вокзала, строительство новых станций метро. И, конечно, не учитывать эти изменения в транспортной системе города мы не можем.
— В рамках второго международного бизнес-саммита обсуждался вопрос начала проектирования двух новых канатных дорог. Расскажите, как скоро они появятся?
— Успешность канатной дороги Нижний Новгород-Бор уже никем не ставится под сомнение. Это не только туристическая достопримечательность Нижнего Новгорода и украшение Волги, но и серьезная транспортная магистраль, которая многим облегчает жизнь. Поэтому было решено воплотить подобные проекты и в самом Нижнем: соединить бульвар Заречный с проспектом Гагарина, и Автозавод со Щербинками. Реализовывать эти проекты мы будем совместно с правительством региона и планируем завершить строительство к 2018 году.
— Многих нижегородцев волнует будущее метрополитена…
— Ближайшее будущее — это строительство станций «Стрелка» и «Волга» Если говорить о перспективах развития метро в верхней стати города, то это продление подземки до станций «Оперный театр» и «Сенная». По двум последним проектная документация уже готова. Но и здесь без поддержки областного правительства и федерального бюджета нам не обойтись, потому что метро — самый дорогой вид транспорта. Но могу гарантировать, что строительство метрополитена не остановится.
Кондрашов разровняет нижегородские ямы прошлогодними обещаниями
Бюджет дорожной компании-2014 будет увеличен почти в 2 раза
Администрация Нижнего Новгорода сегодня, 20 января, представила «дорожную карту»-2014. Укладка нового асфальта, расширение улиц, реконструкция мостов и строительство новых магистралей – всё это уже предусмотрено комплексом муниципальных программ по модернизации дорожной сети. Бюджет преобразований оценивается Олегом Кондрашовым в 2,5 миллиарда рублей, что почти в два раза превышает смету аналогичных работ прошлого года. На фоне оптимистичных заявлений местных властей эксперты отмечают, что часть обозначенных проектов уже анонсировалась прошлой весной, однако так и не была реализована. Учитывая неофициальную информацию о том, что некоторые подрядные организации аффилированы с чиновниками муниципального звена, а количество брака по самым скромным подсчетам составляет около 30%, у наблюдателей есть вполне оправданные опасения: новая ремонтная кампания рискует стать очередной фикцией больших коммунальных перемен.
Нижний Новгород в рейтинге обустроенности дорог уверенно занимает место в четвертой десятке городов России. Асфальтовое покрытие здесь лучше, чем в Иванове и Костроме, но гораздо хуже, чем в Челябинске и Казани. На минувшей неделе несколько независимых федеральных источников распространили новые исследования, которые дали оценку состоянию дел не только муниципалитетам, но и субъектам РФ. Согласно этим замерам, Нижегородская область – в отстающих рядах.
И это при том – отмечают эксперты – что транспортный налог здесь один из самых высоких в стране. Однако региональные и муниципальные власти на этой особенности стараются не акцентировать внимание населения, предпочитая позитивно отчитываться о количестве нового асфальта, который традиционно кладут на ямы и колдобины в дождливую погоду.
Так по весне выглядят дороги, заасфальтированные дождливой осенью
В Нижнем Новгороде, по словам директора департамента дорожного хозяйства Андрея Жижина, в 2013 году восстановлено 58 объектов улично-дорожной сети, а общая площадь ремонта составила более 750 тысяч квадратных метров.
«На ремонт автомобильных дорог Нижнего Новгорода в 2013 году было направлено 1 миллиард 283 миллиона 399 тысяч рублей средств городского и областного бюджетов, – отметил на оперативном совещании в Кремле главный дорожник приволжской столицы. – В рамках реализации подпрограммы «Ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов на территории города Нижнего Новгорода» выполнен ремонт асфальтового покрытия 235 дворовых территорий многоквартирных домов и 31 проезда. В 2012 году было отремонтировано 73 дворовых территории и 12 проездов».
Кстати, по данным департамента дорожного хозяйства, более половины покрытия проезжей части (около 200 тысяч кв. м) отремонтировано с применением щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси. Специалисты уверяют, что покрытие с использованием данного материала обладает особой износоустойчивостью, высоким коэффициентом сцепления и уже хорошо зарекомендовало себя в плане долговечности.
За что «тройка»? Отчет отличный.
«По итогам 2013 года нижегородским дорожникам можно поставить твёрдую «тройку». Например, если возьмем отремонтированную улицу Горького, то она выполнена на «пять». А вот соседние улочки на «двойку». Вот и получается такая средняя оценка», – заявил «Правде ПФО» заместитель управляющего автошколы «Абсолют НН» Сергей Матвеев, который по долгу службы ежедневно составляет маршрутный лист для своих курсантов. – Я частенько езжу по улицам Артельная, Ошарская, Варварская – их ремонтируют каждый год, и каждый год наши колеса попадают на одни и те же ямы. Что касается городского дорожного хозяйства в целом, то оно формировалось в 60-70-е годы прошлого века, когда проектировались современные улицы и проспекты. С тех пор автомобилей стало в 100 раз больше, а сама сеть практически не претерпела изменений. Поэтому надо строить новые дороги, а не новые жилые массивы в историческом центре, как мы это видим в районе ТЦ «Этажи». Учитывая отсутствие дорог, мы, по моим расчетам, уже через два года догоним Москву по количеству и размеру пробок».
Кстати, в 2014 году строительству новых магистралей Олег Кондрашов обещает уделить особое внимание. Ожидаемый бюджет (при обязательном софинансировании области) составит 2,5 миллиарда рублей, что в два раза выше прошлогодних значений.
Поле деятельности для подготовки к ЧМ-2018
«На сегодняшний день автомобилизация приблизилась к европейскому уровню. У нас есть целый комплекс мероприятий, направленных на борьбу с пробками. В планах – расширение улиц Веденяпина, Монастырки с выходом на Янки Купала, а также улицы Родионова и проспекта Гагарина, – подчеркнул градоначальник. – Целый ряд вопросов связан с Автозаводским районом. В 2014-м году будем заниматься подъездами к Окской гавани и строительством парковочных мест. Ну и, конечно, у нас серьезные вопросы по подготовке инфраструктуры к ЧМ-2018: подходы к Канавинском мосту и путепровод на Должанской».
Кстати, реконструкцию Монастырки и прилегающих проездов, а также строительство перехватывающих парковок вдоль проходных ГАЗа Олег Кондрашов анонсировал еще в мае 2013 года, но в виду ограниченности бюджетных средств и запоздалых конкурсов проект оказался нереализованным. Неясным остается и будущее проектов, связанных с чемпионатом по футболу.
«Правда ПФО» уже писала, что обозначенные объекты пока никак не подкреплены в бюджете конкретными деньгами, а между тем до мундиаля остается всего 4 года. За это время нужно подготовить проект, его согласовать и приступить к реализации. Большинство экспертов склоняется к двум вариантам: либо власти не успеют сделать часть запланированного, либо построят в ущерб качеству.
Наше издание решило посмотреть бизнес-историю Андрея Жижина, которому предстоит координировать процесс модернизации мостов, улиц и проездов. База данных СПАРК выдала, что нынешний директор департамента дорожного хозяйства до 2009 года (момента назначения на этот пост) являлся руководителем крупнейшего дорожного подрядчика приволжской столицы (ООО «Магистраль»), а также владельцем ряда других компаний.
«Наивно полагать, что уйдя на муниципальную службу, Андрей Жижин забыл о бывшем бизнесе, который напрямую связан с его нынешней деятельностью, – прокомментировал «Правде ПФО» источник в городской администрации. – Фактов злоупотребления пока не выявлено, но это пока. В мэрии очень всё странно: строительство курирует сорокинский человек, пришедший из «Столицы Нижний» Сергей Миронов, архитектуру и рекламу – бизнесвумен рекламного бизнеса Татьяна Шмакова, дороги – бывший руководитель дорожной организации Андрей Жижин и так далее. Понятное дело, что это команда собралась тут неспроста».
«Правда ПФО» провела сравнительный анализ финансовых ресурсов муниципалитетов, сопоставимых с Нижним Новгородом, и выяснила, что приволжская столица уступает в этом плане Казани, Новосибирску и Екатеринбургу, где бюджет дорожной компании (с учетом денег субъекта) превышает 3 миллиарда рублей. Смогут ли власти Нижнего Новгорода в условиях ограниченных финансов и нехватки времени модернизировать систему магистралей и мостов, станет видно уже по первому полугодию 2014 года.
«Правда ПФО» будет следить за развитием событий.
В 2014 году несколько крупных улиц Нижнего Новгорода будут отремонтированы
Директор департамента по дорожному хозяйству Андрей Жижин рассказал о планах по ремонту автомобильных дорог общего пользования и дворовых территорий в Нижнем Новгороде в 2014 году.
Несколько лет дороги частного сектора оставались без должного внимания. В этом году градоначальник поручил главам районов вместе с департаментом по дорожному хозяйству включить их в планы ремонтной кампании.
В первую очередь будут отремонтированы 52 000 квадратных метров дорожного полотна: развязка у завода «Нител» на проспекте Гагарина, участки на улицах Удмуртская и Новикова-Прибоя, кольцевая развязка Московского и Комсомольского шоссе, участок проспекта Ленина – от пересечения с проспектом Кирова до улицы Веденяпина. На восстановление асфальтового покрытия на указанных участках в муниципальном дорожном фонде заложены 67 500 000 рублей.
Кроме того, запланированы капитальный ремонт путепроводов на улице Новикова-Прибоя и Московском шоссе и реконструкция пешеходного тоннеля на пересечении улиц Советской и Ивана Романова.
Безусловно, выделенные 67 миллионов не смогут решить всех дорожных проблем Нижнего Новгорода, ведь помимо крупных дорог и развязок в ремонте нуждаются и многочисленные придворовые территории. Городу остается надеяться на финансовую помощь областного бюджета. Не так давно мы сообщали нашим читателям, что Глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов заявил, что у администрации города есть полное взаимопонимание с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым по вопросу ремонта городских дорог. Ожидается, что объемы финансирования дорожно-ремонтной кампании в 2014 году могут составить 2 500 000 000 рублей.
Олег Кондрашов:
– По имеющейся информации 534 000 000 уже зарезервированы под нужды города. Сейчас важно в кратчайшие сроки сформировать адресный список улиц, где ремонт начнется в первую очередь, и передать его в областное правительство. Напомню, в 2013 году основной упор был сделан на ремонт дорог общего пользования – без малого 636 000 000 рублей были направлены именно на эти цели. В 2014 году соизмеримые по объемам суммы необходимо направить на ремонт дворов. Сегодня мы говорим про цифру в полмиллиарда, что позволит нам увеличить объем работ практически в два раза и привести в порядок многие дворовые территории.
Глава городской администрации делится планами и перспективами по починке дорог.
Кроме крупных объектов благоустройства, центральных улиц и дворовых территорий, администрация ставит для разрешения следующий вопрос: как за счет небольших финансовых вложений снизить напряженность на тех или иных участках улично-дорожной сети. Предложения по улучшению пропускной способности городских магистралей поступают также и от самих нижегородцев. В 2014 году предложения по расширению улиц Веденяпина и Монастырка с выходом на улицу Янки Купалы, проспект Гагарина, могут быть претворены в жизнь.
Специалисты департамента по дорожному хозяйству уделят особое внимание тем участкам дорог, которые сами нижегородцы считают нуждающимися в ремонте и на которые от горожан поступают жалобы.
На ремонт дорог Нижнего Новгорода в 2014 году может быть выделено 2 500 000 000 рублей. В 2015 году на ремонт асфальтового покрытия планируется потратить не меньшую сумму.
К ремонту магистралей Нижнего Новгорода подключилась область
Правительство Нижегородской области намерено в 2017 году выделить не менее 3 млрд руб. на ремонт дорог в Нижнем Новгороде. На эти средства при участии городского бюджета планируется отремонтировать основные магистрали областного центра, по которым в город будут прибывать гости чемпионата мира по футболу в 2018 году и комиссия FIFA. В данный момент городские власти уже предоставили областному министерству транспорта список дорог, нуждающихся в ремонте. Согласовать перечень чиновники планируют в течение двух-трех месяцев.
На заседании правительства Нижегородской области во вторник губернатор Валерий Шанцев поставил министерствам экономики, финансов и транспорта задачу предусмотреть в бюджете дорожного фонда на 2017 год не менее 3 млрд руб. на ремонт дорог Нижнего Новгорода. «Такая же задача должна быть поставлена и к началу ремонта дорог в 2018 году, чтобы к чемпионату мира дороги в нашем городе были в хорошем состоянии», — добавил глава региона. Он признал, что дороги в областном центре находятся в неудовлетворительном состоянии давно, но вкладывать большие средства в их капремонт не было смысла до тех пор, пока из города не был выведен коммерческий транспорт: «В сентябре мы эту задачу решаем. В июле по третьей очереди Южного обхода трассы М7 „Волга“ будет пущено рабочее движение. Август у нас есть на то, чтобы провести испытания, пройти сертификацию и получить все необходимые документы. 11 сентября мы вводим дорогу в эксплуатацию».
Контракт на реконструкцию Молодежного проспекта может быть заключен в мае
Обращаясь к присутствовавшим на заседании представителям городской администрации, губернатор отметил, что задачей по ремонту дорог областного центра должно заниматься не только правительство, которое предоставит основной объем финансирования, но и городские власти, ответственные за проведение ремонтной кампании. «Можно найти финансы, но потом оказывается, что у нас документации нет, что конкурс не можем разыграть», — глава региона, видимо, намекнул чиновникам на ситуацию с реконструкцией Молодежного проспекта, которая затягивается отчасти из-за того, что мэрия вовремя не оформила земельный участок для строительства (подробнее об этом см. «Контекст»). «А потом, когда конкурс разыгран, выясняется, что его выиграли организации, которые денежки возьмут, а ничего не сделают. Более того, практика показывает, что приходят организации, которые никогда и дорог-то не ремонтировали. Все эти безумные конкурсы в дорожной сфере надо прекращать. Нужно включить все ресурсы, чтобы отобрать самые надежные, самые высококвалифицированные организации, имеющие серьезную компетенцию. Чтобы дороги мы отремонтировали не на год или два, а чтобы ресурс был минимум пять-восемь лет», — продолжил распекать городские власти глава региона. В итоге он посоветовал городу уже сегодня присматриваться к компаниям, которые занимаются ремонтом и строительством дорог, чтобы «и средства были, и исполнители».
Министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Александр Герасименко пояснил, что в основном ремонт коснется тех дорог, по которым в Нижний Новгород будут прибывать гости и участники ЧМ-2018 и комиссия FIFA: «К счастью, это будут основные магистрали, которые как раз необходимо привести в надлежащее состояние. Город уже предоставил перечень автомобильных дорог, которые необходимо отремонтировать. Пока, по предварительным подсчетам, их ремонт оценивается в 2 млрд руб. Сейчас идет процесс согласования конкретных участков, нуждающихся в ремонте, есть определенные разногласия, но мы планируем их устранить в ближайшее время». В течение двух-трех месяцев министерство планирует определиться с окончательным списком магистралей и участков, которые будут реконструироваться в 2017 году.
В финансировании ремонтной кампании будет участвовать и муниципалитет. Как правило, доля городского бюджета в подобных проектах составляет 30%, областного — 70%. Но может быть сделано исключение, как в случае с Молитовским мостом и подъездом к аэропорту. «В первом случае софинансирование областного бюджета составляет 96% — это 250 млн руб., городского 4%, 10 млн руб. Во втором 99% финансовой нагрузки несет областной бюджет, 1% — городской», — напомнил Александр Герасименко.
Заместитель председателя комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике думы Нижнего Новгорода Дмитрий Барыкин надеется, что участие города в финансировании ремонтной кампании дорог будет минимальным. «Доходной части городского бюджета сегодня не хватает на первоочередные нужды. Поддержка региональных властей будет большой помощью для города, тем более что муниципалитет является основным донором областного бюджета по налоговым поступлениям. Было бы неплохо, если бы софинансирование города было минимальным, чтобы просто соблюсти требования законодательства», — говорит господин Барыкин. Намерение властей реконструировать все дороги в 2017 году депутат считает реалистичным при условии «тщательного планирования»: «Нужно заранее определить зоны ремонта, предусмотреть очередность, сделать временные схемы движения, чтобы город не оказался парализован от сплошного ремонта. Необходимо заранее выделить средства и начать ремонт в конце апреля — в нормальный дорожно-строительный сезон, а не как у нас это обычно бывает в конце сентября-октября».