1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологии ремонта асфальта

Содержание

Технология ямочного ремонта дорог

В процессе эксплуатации дорог с твёрдым покрытием они, по истечении определённого срока эксплуатации, начинают выходить из строя под действием целого ряда причин:

  • Влияние погодно-климатических факторов;
  • Интенсивная нагрузка от перемещающихся транспортных средств;
  • Естественное старение и износ;
  • Нарушения технологии строительства;
  • Использование материалов ненадлежащего качества;
  • Несвоевременное выполнение профилактического обслуживания дорожного полотна.

Все виды ремонтных работ, включая ямочный ремонт асфальтового покрытия, ГОСТ и СНиП регламентируют достаточно подробно. Основными нормативами являются:

  • национальный стандарт 50597. Текст настоящего ГОСТ Р Госстандарт РФ утвердил 11.10.93 своим постановлением за № 221;
  • «Методические рекомендации», действующие с 17.03.04, принятые Росавтодором (смотри письмо ОС-28/1270-ис);
  • ВСН 24-88. Минавтодор РФ утвердил упомянутые нормативы 29.06.88.

Варианты технологий

Ямочный ремонт дорог является одним из видов текущего ремонта и осуществляется по разным технологиям с использованием различных материалов и специальной дорожной техники.

Конкретная технология выбирается с учётом:

  • главных задач, которые требуется решить выполнением упомянутых работ:
    • Обеспечение качественного устранения выявленного дефекта. Отремонтированный участок должен отвечать по своим основным параметрам (прочность, плотность, шероховатость и ровность поверхности) аналогичным значениям, присущим основному покрытию;
    • Значительное повышение периода эксплуатации обработанного места;
  • Степенью сложности варианта, по которому будет проводиться ямочный ремонт дорог, с учётом существующих погодных условий;
  • Наличием потребного количества и ассортимента расходных материалов и специальной техники;
  • Обеспечением минимальных сроков выполнения работ;
  • Оценки экономической составляющей.

При возникновении потребности в выполнении ямочного ремонта, он может быть выполнен с использованием одной из вышеназванных технологий.

  1. Ямочный ремонт покрытий горячим методом. Дефектный участок восстанавливается с использованием горячей смесью асфальтобетона, состав которого должен быть максимально адаптирован к составу имеющегося дорожного покрытия. Метод является наиболее распространённым в России. Особенно при выполнении ремонта дорог, относящихся к I – II категориям.
  2. Технология холодного ремонта. Использование холодных ремонтных смесей на основе битума позволяет восстановить полотно менее качественно (прочность почти втрое ниже). Зато качество выполненного ремонта меньше зависит от погодных условий, при которых он выполнялся. Выбирается при выполнении работ на дорогах категории III и IV.
  3. Технология ямочного ремонта с использованием материалов, в состав которых входят полимеры. Применяется ДРСУ в исключительных случаях (при срочном аварийном ремонте, при работах на покрытиях мостовых сооружений и т.п.).

Подготовительный этап

Независимо от выбранной технологии выполнения ремонта, упомянутые работы начинаются с подготовки участка с выявленным дефектом дорожного покрытия.

Алгоритм следующий:

  • Поверхность места повреждения и прилегающего дорожного покрытия очищается от влаги, грязи и пыли;
  • Участок, на котором планируется провести дорожно-ямочный ремонт, размечается прямыми линиями (вдоль и поперёк продольной оси полотна). При этом на 50 мм с каждой стороны захватывается целое покрытие. Если рядом имеется несколько участков, подлежащих ремонту, их объединяют в один. Выделенная поверхность именуется картой ремонта;
  • На всю глубину повреждения по нанесённой разметке выбирается старое покрытие одним из доступных способов (холодное фрезерование, вырубка, либо вырезка). При этом контролируется, чтобы был вынут материал на всю толщину имеющегося покрытия, а стенки получились строго вертикальными. Технология и последовательность операций, согласно которой должен выполняться ямочный ремонт, ГОСТ регламентирована достаточно подробно;
  • Удаляются куски старого покрытия, образовавшаяся грязь, пыль и накопившаяся вода;
  • Стенки выборки и её дно обрабатываются эмульсией битумсодержащей, либо жидким битумным раствором.

Основной этап

В зависимости от размера повреждённого участка используется различные виды ямочного ремонта, оборудование и инструмент.

  • Если выбоина имеет площадь ≤ 3 м², её контур прорезается ручными нарезчиками, оборудованными алмазными режущими дисками d= (300-400) мм. Вырезанный материал ломается и удаляется отбойным молотком, который работает от переносной гидравлической станции, имеющей собственный двигатель, либо от от гидропривода специальной техники, используемой для проведения ремонта. Молоток может быть пневматическим. В этом случае потребуется компрессор.
  • Если выбоины, той же площади, имеют достаточную длину, при незначительной ширине, ямочный ремонт покрытий выполняется с использованием холодных фрез в любых вариантах (прицепные, самоходные, навесные), которые позволяют за один проход удалять покрытие на глубину до 150 мм при ширине удаляемого участка от 200 мм до 500 мм. Использование данной техники обеспечивает часовую проходку до 300 погонных метров. Если повреждение занимает большую площадь, то используют более производительные фрезы.

Технология ямочного ремонта предусматривает смазку дна и стенок жидким битумом или эмульсией. Она может осуществляться с использованием специализированной техники или переносных устройств (автогудронаторы, битуморазогреватели, ремонтёры дорожные и т.п.).

Затем подготовленный участок заполняется ремонтным составом. В идеале он должен по своему составу и характеристикам полностью соответствовать материалу основного покрытия. Но это крайне трудно осуществить. Поэтому применяют разнообразные асфальтобетонные смеси: горячие среднезернистые и мелкозернистые (типов Г, В, Б).

Смеси «А», прочные жёсткие с крупным зерном и значительным процентным содержанием щебня компании, выполняющие ямочный ремонт покрытий, используют гораздо реже, так как их сложно вносить и разравнивать вручную.

Наиболее востребованной для ямочного ремонта сегодня является смесь с заполнителем из бетона асфальта (АБЗ). Она применяется в разогретом виде.

К месту использования АБЗ поставляется специальной техникой, оборудованной термосными бункерами. Применение термосов диктуется технологическим режимом использования материала. Если заполнитель имеет температуру менее 110°С, работа по его укладке списывается на брак. Чаще всего российскими дорожниками, осуществляющими ямочный ремонт дорог, для упомянутых целей используется американская машина универсального назначения модели ТР-4.

Техника подобной конструкции именуется ремонтёром, так как оборудована всем необходимым для выполнения ямочного ремонта «под ключ» без привлечения дополнительных сил и средств:

  • Ёмкость для хранения и транспортировки битумных смесей;
  • Ёмкость с эмульсией для выполнения подгрунтовки;
  • Бункер для сбора отходов;
  • Виброплита;
  • Гидравлический отбойный молоток и т.п.

В процессе транспортировки нужная температура смеси, использование которой предусматривает технология ямочного ремонта, поддерживается электроподогревателем, либо пропановой горелкой.

Второй, по частоте использования, является специальная техника SSG25 германского производства, принцип работы которого отличается от изделия ТР-4.

Если работы выполняются в холодное время года, либо расстояние, на которое требуется перемещать АБЗ, значительное, дорожниками широко используются иные методы ямочного ремонта, например, рециклинг.

Её суть: вторичный асфальтобетон (крошкой или кусками) разогревается в специальной ёмкости, при постоянном гравитационном перемешивании прямо на месте выполнения работ. АБЗ готовится в рециклерах, специальных ёмкостях на прицепах, или на самоходных шасси. Лучше всего эта техника работает на крошке, являющейся отходами холодного фрезерования. Для повышения качества готового заполнителя, в него добавляют при расплавлении битум, в объёме 2% от загруженного веса вторичного сырья.

Готовый заполнитель подаётся на ремонтируемый участок дискретно, чтобы заполнение шло слоями. Толщина каждого не должна превышать 60 мм.

Ямочный ремонт покрытий, имеющих дефекты незначительной глубины и площади, выполнятся посредством укладки и последующего разравнивания смеси вручную. Если карты большие (S ≥ 20 м²), применяется малый асфальтоукладчик (тротуарный).

Читать еще:  Детские умные часы — преимущества

Блог – Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техника

Асфальт является самым популярным методом, который применяется для покрытия дорог и тротуаров. Востребованность материала объясняется его уникальными физическими и химическими свойствами. Асфальтирование дорожного полотна – практичное современное решение, которое отличается легкостью (если сравнивать с другими видами покрытия, например, укладкой плитки). Правильно уложенный асфальт при соблюдении технологии укладки асфальта по ГОСТу является стойким к воздействию неблагоприятных климатических факторов, характеризуется износостойкостью и долгим сроком службы.

Способы укладки асфальта

Холодное асфальтирование

При холодном асфальтировании основу смеси составляют жидкие нефтяные дорожные битумы. Особенность проведения работ – укладка возможна только в теплое время года. Это объясняется тем, что не применяется этап высушки воды. Данный метод асфальтирования хорошо подходит для ямочного ремонта.

Горячее асфальтирование

При горячем асфальтировании основными компонентами смеси выступают жидкие и вязкие нефтяные битумы. Особенность укладки – работы можно проводить в зимнее время, когда на улице холодно. Чтобы асфальтовое покрытие было долговечным, температура асфальта при укладке по ГОСТ должна быть не меньше 120 градусов . Территория, на которую планируется укладывать асфальт, предварительно высушивается при помощи специальной техники.

Этапы укладки асфальта

1. Разрабатывается проектно-сметная документация

Проект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:

  • размер участка,
  • объемы работ,
  • предварительная стоимость.

Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод.

Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно.

2. Земляные работы

Начинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению.

Насколько глубоко копать? В первую очередь показатель зависит от предназначения дорожного полотна. Для укладки дорожек достаточно снять 15-25 см почвы. Тут действует правило: чем больше планируемая нагрузка на полотно – тем глубже копается котлован.

Важно! Проект должен быть спланирован так, чтобы дождевая вода стекала в дренажную систему, а не накапливалась на асфальтном покрытии или под ним.

Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера. Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать.

Хотите купить песок или щебень с доставкой?

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49

3. Подготавливается основание

На этом этапе формируется “дорожная подушка”. Задача состоит в отсыпании двух слоев дорожного “пирога”:

  • Делается укладка песка или гравийно-песчаной смеси.
  • Для придания прочности верх покрытия посыпается крупнофракционным щебнем.
  • Для минимизации пустот пирог дополнительно покрывается щебнем с мелкой фракцией.

Чтобы покрытие со временем не утратило качественных характеристик, каждый слой подлежит выравниванию при помощи грейдера и тщательно утрамбовке. Бортовой камень используется для огораживания асфальтируемой территории.

Важно! Для придания покрытию максимальной прочности, перед асфальтированием поверхность следует пропитать битумом.

Схема правильного дорожного «пирога»

4. Укладка асфальта

Завершительный этап. Если материал не готовится непосредственно на месте, поставка осуществляется при помощи самосвалов. Песок, минеральный порошок, жидкий битум и щебень – ключевые компоненты АБС (асфальтобетонной смеси).

При нанесении смеси важно, чтобы она ложилась равномерно. Чтобы избежать неровностей, прибегают к помощи асфальтобетоноукладчиков. Для повышения плотности покрытия, укладка проводится несколькими катками. Рекомендуется использование техники, которая специально предназначается для каждого отдельного вида работ. Только в этом случае покрытие будет качественным.

ГОСТ – укладка асфальта в России. Скачать ГОСТ Р 54401-2011

Основным документом, регламентирующим работы по укладке асфальта (асфальтированию дорог) в России является государственный стандарт ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования.

Национальный стандарт Российской Федерации распространяется на асфальтобетон дорожный литой горячий и на смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие (далее — смеси литые), применяемые для устройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостовых сооружениях, тоннелях, а также для производства ямочного ремонта, и устанавливает технические требования к ним.

Скачать ГОСТ Р 54401-2011 в формате PDF

Техника для асфальтирования

На всех этапах асфальтирования используется специальная дорожно-строительная техника. Она не только ускоряет в разы процесс укладки дорожного полотная, но и значительно повышает итоговое качество всех работ. Ниже представлена вся необходимая техника для асфальтирования:

Бульдозер

Бульдозер является самоходной дорожно-строительной машиной с циклическим действием. Оснащается ножевым рабочим органом. Основное предназначение: проведение землеройных и транспортных работ.

Бульдозеры имеют широкое применение и предназначаются для всех этапов строительных работ:

  • чтобы подготовить грунтовое основание,
  • чтобы нанести песчаный и щебеночный слой,
  • для подготовки дорожного основания к асфальтированию.

Бульдозеры бывают гусеничными и колесными. Гусеничные бульдозеры предназначаются для работ в условиях бездорожья и трудной проходимости, имеют большую мощность и выносливость.

Колесные бульдозеры имеют меньшую производительность, зато отличаются высоким показателем маневренности. Могут работать на небольших участках. Применяются для устройства дорожного основания, в то время как гусеничные лучше подходят для проведения землеройных работ.

Погрузчик

Погрузчик является самоходной или ручной машиной. Основное предназначение – поднятие, транспортировка и укладка тяжелых грузов.

Ковшовые погрузчики тоже делятся на гусеничные и колесные. Первые имеют большую мощность, производительность и выносливость, вторые – предназначаются для несложных работ на небольших участках.

Погрузчики – универсальная техника, поскольку могут комплектоваться широким разнообразием навесного оборудования:

  • бульдозерными отвалами,
  • ковшом,
  • скреперными рабочими органами и пр.

Такая техника используется для укладки асфальтобетонного покрытия и последующей уборки территории от строительного мусора, а если нужно — опавшей листвы, снега, веток и пр.

Грейдер

Основное предназначение грейдера – планировка и профилирование рабочего участка. Это самоходная или прицепная машина, которая используется для разравнивания грунта с последующим его перемещением. Применяется также для уборки территории от сыпучих строительных материалов и снега.

Асфальтобетоноукладчик

Асфальтобетоноукладчик — вид строительной техники, который бывает с гусеничным или колесным ходом. Асфальтобетоноукладчик предназначается для укладки асфальтобетонной смеси. В зависимости от вида предстоящих работ (их объема и сложности), машины могут быть тяжелыми и легкими. Габаритная техника нужна на крупных объектах дорожного строительства, легкая используется для работ вспомогательного характера.

Какую технику используют при асфальтировании дорог ?!

Всю представленную выше технику используют при асфальтировании дорог. Чтобы правильно уложить асфальт и придать ему прочности и долговечности, нужно тщательно следовать всем этапам устройства покрытия и применять специализированную технику. Только тяжелая машина способна хорошо утрамбовать слои асфальтобетонного покрытия, чтобы минимизировать пустоты и обеспечить полотну высокую плотность.

Качественное поэтапное исполнение всех работ гарантирует покрытию высокие эксплуатационные свойства и долгий срок службы.

Наша компания ООО «Вектор» предлагает вам услуги аренды грунтового виброкатка и другой спецтехники, необходимой на разных этапах работ по укладке нового дорожного полотна по низким ценам. Также предлагаем поставки инертных материалов на объекты строительства.

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49 или отправьте запрос на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Видео – Правильная технология укладки асфальта

Видео – Современные технологии асфальтирования

Видео – Как строят знаменитые немецкие автобаны

Ямочный ремонт асфальта своими руками

«Аршин на кафтан, да два на заплаты.» Какими бы «теплыми» словами мы не поминали одну из двух российских «бед» и людей её обслуживающих, не лишне было бы знать, что капитальный и полный ремонт дороги начинается (по ГОСТу), когда количество повреждений общего полотна дорожной «одежды» достигает 12-15%. Все, что ниже этого соотношения, как бы нам это не хотелось и мечталось, попадает под категорию мелкого, ямочного ремонта, который проводится только с целью «обеспечения безопасности дорожного движения». Справедливости ради, стоит отметить, что качественно проведенный ямочный ремонт асфальтированных дорог действительно принесет положительные результаты. Дело в том, что по «нашему российскому» менталитету, 95% всех повреждений дорожного полотна происходят из-за несоблюдения технологии и плохого качества используемых для ремонта материалов. Основной причиной повреждений в 85% является некачественное уплотнение (трамбовка) дорожного полотна.

Читать еще:  Как самому сделать косметический ремонт квартиры

Подготовка покрытия к работам

Дорога, как живой организм требует вмешательства в любое время из-за плохого своего «самочувствия». Мы нормально относимся к ремонту трассы в теплое время года, и встречаем насмешками тот же самый ремонт артерий страны в холодное или дождливое время. Технологии ремонта дорог совершенствуются, и ямочный ремонт асфальта остается самым востребованным видом обслуживания дорог в стране, которая простирается на 1/6 части суши всего земного шара, с нашими перепадами температур и особенностями местного рельефа (горы, перевалы и т.д.).

Качество ямочного ремонта асфальта напрямую зависит от того, насколько хорошо будет подготовлен к нему проблемный участок дороги. Перед тем как делать ямочный ремонт асфальтированных дорог «фронт работ» обязательно должен быть очерчен в прямом смысле этого слова: выбоины должны быть помечены прямыми линиями с «запасами». Не снег и дождь становятся главным фактором, который сокращает срок эксплуатации отремонтированной дороги, как многие ошибочно думают. Плохая зачистка, которая затрагивает только верхний слой асфальта, служит главной причиной быстрого износа заплаты.

Во время «вырезания» испорченного куска дороги специалисты должны обязательно заменить еще и нижние слои. Вырезают асфальт обычно гидравлическими молотками, которые с этой задачей справляются «на троечку». Идеальным инструментом для такого типа работ считается дорожная фреза. Она «зацепит» все нужные слои покрытия и без проблем пройдет на нужную глубину.

Кроме того, стенки образовавшейся «ямы» будут гладкими и ровными, что повысит «сцепление» с будущей заплатой. После аккуратного вырезания проблемного куска, дно и стенки «ямы» зачищают от крошек и раздробленных кусочков покрытия. Затем ее дно заливают либо по старинке разогретым битумом, либо его жидкой эмульсией, которая по характеристикам значительно лучше первого варианта. Только после этого можно приступать к заливке асфальтобетона.

Совет: самым оптимальным вариантом считается бесперебойная работа при таком типе ремонта. То есть сразу же после заливки битума необходимо приступить к заливке асфальтобетона, пока нижний слой еще «горяченький». Такой способ укладки дорожного покрытия сделает его более долговечным. К сожалению, мы сами часто наблюдаем, как над одним участком дороги работы могут вестись неделями. Не только плохая укатка, но и этот важный нюанс сильно «бьют» по качеству покрытия, а заодно и по репутации дорожных работников.

Заливка асфальтобетонной смеси

Когда выполняют ямочный ремонт асфальтированных дорог используют асфальтобетонную смесь, которая «готовиться» по классическому «рецепту» из песка, битума, щебня и минерального порошка. В горячем виде смесью ремонтируют дороги первой и второй категории. При этом температура смеси должна поддерживаться на уровне 150 градусов. Если этот показатель опускается ниже 110 градусов, то смесь автоматически становится бракованной и для ремонтных работ использоваться уже не может. Доставляют к месту проведения работ горячий асфальтобетон в специальной технике, которая поддерживает нужную температуру и создает эффект «термоса».

Для дорог «попроще» применяют холодные смеси, которые «замешаны» на разжиженном битуме или его эмульсиях. Такой материал идеально подходит для ремонта в дождливую или холодную погоду. Однако стоит учитывать, что и прочность его примерно раза в три ниже, чем горячего асфальта. Некоторые компании шагнули еще дальше и широко практикуют технологию рециклинга. Словечко новое и звучит красиво, но под собой подразумевает обычную вторичную обработку. При таком методе куски асфальта, вырезанные фрезой не выбрасываются, а там же на месте помещаются в специальную машину, которая их тщательно измельчает. Во вторичную смесь добавляется битум, все ее раз хорошенько перемешивается и только потом готовую смесь укладывают вместо заплат из нового материала.

Экономия при таком способе заделывания ям достигает 80%. Беда лишь в том, что машины для переработки использованного асфальта есть далеко не у всех коммунальщиков на вооружении. Рециклеры стоят дорого, но очень быстро окупаются. Несмотря на очевидный скепсис, такое дорожное покрытие долговечно и надежно.

Струйно-иъекционный метод тоже постепенно становится привычным для наших ремонтных работ. При нем даже не нужно вырезать куски асфальта. Специальным агрегатом трещину или яму хорошенько продувают. Под давлением воздуха пыль и мусор из нее удаляются. А вот затем «больному асфальту» делают «укол»: в очищенный дефект заливается смесь из горячего битума и мелкого щебня. Под давлением все того же воздуха она утрамбовывается и застывает. При таком способе ямочный ремонт асфальтированных дорог даже не требует использования фрезы и асфальтоукладчиков. Это большой шаг в «медицине» дорог, который позволяет говорить о быстром ремонте с минимальным привлечением массивной техники, а значит, и перекрывать надолго оживленные участки не потребуется.

Совет: две последние технологии доказали свою эффективность при ремонте дорог в других странах. К сожалению, у нас продолжают пользоваться старыми методами и «убитой» техникой, которая дорогу калечит чаще, чем ремонтирует. С первого взгляда стоимость спецтехники кажется астрономической, но, как говорится, «оно того стоит». Если учесть количество «рецидивов» и повторных ремонтных работ на одних и тех же участках, а также их общую стоимость, то становится совершенно очевидно, какая чаша весов перевешивает.

Утрамбовка дорожного покрытия

На вооружении большинства коммунальных служб стоят массивные катки массой выше 8 тонн. Для того, чтобы делать ямочный ремонт асфальтированных дорог эта техника совершенно непригодна. Вы же не будете сносить стену, чтобы заменить форточку. Поэтому целесообразнее всего применять вибрационные плиты ручного типа. Эта практика используется только последние лет десять. Раньше для этих же целей брали вибрационные или тротуарные катки, что тоже было слишком «масштабно» для подобного типа работ. Особых навыков такая техника «топтания» не требует. Для ямочного ремонта обычно используют виброплиты массой до 150 кг. Качество их работы напрямую зависит от мощности двигателя. Чем он мощнее, тем быстрее и надежнее «ляжет» в яму заплатка.

Применение литого асфальтобетона: технология укладки, ямочный ремонт

Литой асфальтобетон – современный строительный материал, который создают по литьевой технологии из минерального порошка, щебня разной фракции, песка, битума в качестве вяжущего и разнообразных добавок. Асфальт готовят в специальных смесителях, которые работают по принудительному принципу, посредством тщательного смешивания всех компонентов в нужных пропорциях в процессе их нагревания.

Литая асфальтобетонная смесь демонстрирует высокий уровень подвижности, поэтому легко и быстро распределяется по любой поверхности, при температуре +220С может укладываться даже без уплотнения. В процессе остывания материал затвердевает, создавая покрытие, стойкое ко влаге, деформациям, высоким нагрузкам и другим воздействиям.

Асфальтобетон литого типа используют для изготовления автомобильных дорог, мостов, площадей и улиц, тоннелей, аэродромов, парковок, а также выполняют ямочный ремонт дорог.

Понятие и особенности

Литой асфальтобетон используется для создания самых разных дорожных покрытий, обладает набором уникальных преимуществ. После охлаждения смесь самостоятельно приобретает хорошую плотность, без необходимости в утрамбовке, что существенно сокращает расходы в процессе укладки и ускоряет ее проведение. Все дело в особом составе.

Если в производстве обыкновенных асфальтов важно соблюдение пропорции в смешивании материалов, то при создании литых асфальтобетонных смесей ключевую роль играет вяжущее вещество, состоящее из битума и минеральных добавок. Именно вяжущее обеспечивает простоту процесса укладки и естественное уплотнение покрытия по мере его остывания.

Вяжущее вещество покрытий из асфальтобетонных смесей содержит повышенную долю битума (от 7.5% до 10%) и минерального порошка (до 30%). Такая высокая концентрация обеспечивает формирование плотной непористой структуры итогового продукта.

Свойства покрытий из литых асфальтобетонных смесей определяются их составом и соблюдением технологии работы. Прежде, чем использовать материал для обустройства покрытия, необходимо тщательно изучить виды и типы асфальтобетона, их свойства.

1) Стандартный – в состав вводят теплоустойчивый битум не модифицированного типа.

2) Сероасфальтобетон – вяжущим выступают дорожный битум и модифицированная сера, что позволяет снизить температуру приготовления за счет уменьшения доли битума.

Читать еще:  Почему стали капитальный ремонт называть «под ключ»

3) Полимерасфальтобетон – основным компонентом выступает полимерно-битумный материал.

4) Резиноасфальтобетон – наполнителем становится резиновая крошка, благодаря которой повышается стойкость к износу, продлевается срок эксплуатации, удается сократить расход щебня в составе.

  • 1 – диаметр 15 миллиметров, доля камня в составе равна 45-55%, асфальтирование выполняют для прокладки новых прочных покрытий и восстановления старых.
  • 2 – диаметр 20 миллиметров, в составе 20-25% камня, универсальный раствор для разных задач.
  • 3 – диаметр до 40 миллиметров, щебень в составе занимает 45-65%, идеальный вариант для строительства новых прочных дорог.
  • 4 – фракции размером меньше 5 миллиметров, обычно такой асфальтобетон используют для выполнения велосипедных дорожек, дорожек приусадебных территорий, тротуаров, стяжки внутри помещений, гидроизоляции кровли.
  • 5 – зерно диаметра 20 миллиметров, в составе камня 35-50%, отличается содержанием битумного вещества около 22-28%, смесь используется для выполнения текущих ремонтов покрытий.

Технические характеристики и свойства

Литой асфальтобетон – материал, который применяется для обустройства дорожных покрытий разного назначения, для ремонта, выполнения работ внутри помещений. Основным отличием от обычного является технология укладки асфальта данного типа – все манипуляции со смесью проводятся при высокой температуре (+220-250С): смесь сначала готовят, потом постоянно мешают в процессе доставки (не позволяя охладиться), доставляют в кохерах, далее укладывают.

За счет включения в состав особого вяжущего и минеральных порошков в большом объеме (до 11% битума и до 25% занимают минеральные составляющие соответственно) смесь самоуплотняется в процессе остывания, избавляя от необходимости тратить средства и время на специальный инструмент, само уплотнение. Дорожный слой из литого асфальтобетона получается с низкой пористостью и высоким уровнем плотности, демонстрирует прекрасную пластичность.

  • Небольшая пористость – в диапазоне 20-22% по объему (остаточная пористость составляет 2%)
  • Водонасыщение составляет 1% для асфальта 1 и 2 типа, 5.7% и 0.5% для остальных, что дает возможность говорить о качественной защите от влаги нижних слоев асфальта. Также благодаря данной характеристике материал совершенно не боится морозов
  • Прочность на сжатие – 0.7 для 4 типа, 1 для всех остальных
  • Плотность и вес – могут быть разными, в зависимости от объема щебня в составе, показатель колеблется в диапазоне от 1.5 до 2.2 тонн на 1 кубический метр
  • Долговечность литого асфальтобетона – служит намного дольше, чем обычный, что обусловлено особенностями производства литых смесей и технологией укладки
  • Минимальная деформация – при значении температуры эксплуатации до +40С глубина вдавливания равна 1-10 миллиметрам
  • Высокий уровень адгезии к нижним слоям – за счет того, что литой асфальтобетон укладывается при повышении температуры и лучше сцепляется (практически «спекается») с гидроизоляцией, нижними слоями
  • Полное отсутствие коррозии, устойчивость к солям

Область применения

Литой асфальтобетон целесообразно использовать в самых разных сферах ремонта и строительства. Особенности материала обеспечивают ему прекрасные эксплуатационные характеристики, что существенно расширяет область применения.

  • В строительстве дорог, мостов разных конфигураций, туннелей, иных объектов.
  • Материал 1-2 типа актуален для нижних и верхних слоев покрытий с нагрузками более 3000 единиц транспорта в сутки – обычно это аэродромы, востребованные трассы, скоростные участки дорог и т.д. (хотя, асфальтобетон можно использовать в обустройстве покрытий и с меньшими нагрузками, но в таком случае высокая цена не будет экономически оправдана)
  • Смеси 2-4 типов используют для обустройства всех слоев дорожек для велосипедов и пешеходов, тротуаров
  • Асфальтобетон 1-2 и 5 типа актуален в строительстве туннелей, мостов, разных ремонтных работ
  • Для обустройства кровли, полов, слоев гидроизоляции, что обуславливается прекрасными гидроизоляционными свойствами асфальтобетона
  • Материал может использоваться везде, где нужно обеспечить повышенный уровень адгезии покрышек транспорта с поверхностью асфальта (опасные участки дорог, где часто происходят аварии во время снегопадов, дождей), так как асфальтобетон обладает повышенной шероховатостью

Изготовление материала

Материал создается в особых условиях, при высоких температурах, с обязательным соблюдением не только технологии производства, но и пропорции входящих в состав компонентов. Именно эти два условия (правильный состав и высокая температура) позволяют обеспечить нужные эксплуатационные свойства и характеристики.

Состав

В состав литых асфальтобетонов входят немного другие ингредиенты в сравнении с обычными. Обязательно соблюдается ГОСТ.

  • Битум – обычно берут марки БНД 40/60 либо 40/90, часто с полимерными добавками (стирол-бутадиен-стирол, к примеру), особенно если речь идет об обустройстве покрытий с повышенными нагрузками.
  • Щебень – материал из метафорических и изверженных пород с содержанием пластинчатых зерен максимум 20%
  • Минеральный порошок – выбирается по ГОСТу Р 52129-2003
  • Песок – дробленый или природный, в верхних слоях используется в небольшом объеме
  • Модифицирующие добавки – разного рода дефлегматоры, пигменты и т.д.

Приготовление

Готовят литой асфальтобетон из особого битума высокой вязкости, в связи с чем производство возможно исключительно при высоких температурах. Нагрев должен быть достаточным, но не чрезмерным, чтобы компоненты не изменили свойства.

  • Прогрев битума до +160-180С
  • Прогрев минеральных компонентов до +190-240С
  • Смешивание компонентов и выпуск смеси при температуре +200-220С, но если в состав вводится активированный минеральный порошок, то температуру смеси можно понизить до +170-190С, что более предпочтительно с точки зрения технологии

Из-за особого способа производства литого асфальтобетона готовить его на объекте невозможно, поэтому раствор заказывают и привозят на объект в специальных машинах с заводов. Смесь похожа на суспензию, может расслаиваться, поэтому в процессе перевозки мешать нужно обязательно.

Этапы процесса приготовления литого асфальтобетона: компоненты поставляются в бункеры, поступают в специальный барабан для сушки, смешиваются, нагреваются до нужного значения температуры. Прогрев битума и передача его в миксер происходят отдельно: сначала выполняют сухое смешивание, потом добавляют битум. Транспортировка реализуется в специальных котлах с непрерывным размешиванием.

Укладка

Горячая плотная смесь выгружается в специальный асфальтоукладчик, который осуществляет укладку слоя толщиной от 3 до 7.5 сантиметров. До начала укладки поверхность тщательно очищают, монтируют опорные брусья, которые не позволяют смеси растечься. Когда температура смеси понижается до +70С, брусья демонтируют. Уплотнение дорожного покрытия не проводится.

Но если есть необходимость повысить шероховатость поверхности, то втапливают в слой черный щебень. Делают это наиболее легкими катками.

Стоимость и популярные производители

Литой асфальтобетон стоит дороже, чем горячий или холодный. Это связано с особенностями технологии производства и укладки. В России литой асфальтобетон производят в объемах, равных 10% от общей массы асфальта. Но со временем доля увеличивается.

  • «Сургутнефтегаз» — добывает и реализует нефть, в качестве побочного продукта производят литой асфальтобетон (но объемы большие)
  • ОАО «Асфальтобетонный завод №1» (Санкт-Петербург) – лидер рынка, специализируется на изготовлении материала всех типов
  • ГУП «Башкиравтодор» — компания строит и ремонтирует дорожные покрытия, производит и продает все материалы (литой асфальтобетон в том числе)
  • АОА «Асфальтобетонный завод №4» (Москва) – производит все виды асфальтобетона, и литой тоже
  • АО «Сверловскавтодор» — предприятие владеет 45 заводами, производящими все типы асфальтобетона и выполняющими все работы

Стоимость литого асфальтобетона может быть разной, зависит от типа и марки материала, области производства. Среднее значение составляет 3700-4200 руб./т, 5940-8800 руб./м3.

Ямочный ремонт

Ямочный ремонт выполняется только в теплое и сухое время года, что позволяет существенно сократить расходы. Но если асфальтировка дорог нужна срочно, то погодные условия помехой не становятся. Выбоину заполняют горячим составом нужного типа.

  • Сначала поврежденную зону размечают, очищают, рубят по контуру отбойным молотком либо шворезчиком, демонтируют остатки старого покрытия, снова очищают.
  • Стенки и дно ямы покрывают битумной эмульсией лейкой или кистью (автогудронатором), которая выступает в роли грунтовочного слоя.
  • Литой асфальтобетон приезжает в кохере, заливается специальным аппаратом в яму (уплотнять не нужно).
  • Если есть необходимость повысить шероховатость, слой покрывают черным щебнем, который втапливают ручным катком.

Литой асфальтобетон – один из лучших современных материалов для выполнения дорожного покрытия, который обеспечивает великолепную прочность, стойкость даже к очень высоким нагрузками, сильным перепадам температур, влаге, химическому и механическому воздействию. При условии правильного производства и укладки такое покрытие способно прослужить много лет, не изменив своих характеристик.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector