1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реформы ЖКХ пока что не привели ни к каким улучшениям качества

Мясникович отправил проект реформы ЖКХ на доработку

19 августа 2014 в 19:15
Екатерина Маркович, БЕЛТА

Проект указа «О мерах по совершенствованию работы жилищно-коммунального хозяйства Беларуси», который разработан участниками рабочей группы по проблемным вопросам в этой сфере, отправлен на доработку. Такое решение было принято сегодня на заседании Совета Министров.

Проект документа представил министр жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Андрей Шорец. Он отметил, что основные направления, которые содержатся в проекте указа, касаются оптимизации госуправления и совершенствования контроля в ЖКХ, улучшения финансового состояния организаций, в том числе снижения затрат по оказываемым услугам, повышения уровня финансовой платежной дисциплины, совершенствования порядка формирования цен и тарифов на ЖКУ и установления дополнительной ответственности за нарушения в этой сфере.

«Этот документ позволит не только достигнуть основных целей в сфере ЖКХ по повышению эффективности и надежности работы отрасли, улучшению качества предоставляемых услуг на основе выполнения социальных стандартов при обязательном снижении затрат на их оказание, но и поспособствует обеспечению прозрачности начислений платежей, а также повышению ответственности местных органов власти и работников, занятых в сфере ЖКХ, за принимаемые ими решения», — отметил глава ведомства.

Однако во время обсуждения проекта документа выяснилось, что не все заинтересованные стороны согласны с предложенными изменениями и нововведениями, в результате проект указа решено отправить на доработку. Таким образом, ведомства и органы госуправления смогут внести свои предложения.

Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович подчеркнул, что материалы рабочей группы по проблемным вопросам в жилищно-коммунальном хозяйстве страны неоднократно были предметом рассмотрения. «Важность этих вопросов очень велика. Они относятся не только к экономической категории, но это в первую очередь социально-политические вопросы, так как службы ЖКХ без посредников и договорных отношений, праздников и выходных круглосуточно работают с населением, а те услуги, которые они оказывают, жизненно необходимы. Это то, что нельзя отложить на потом, я хотел бы обратить внимание, что, принимая решение о поддержке тех или иных предложений группы, надо руководствоваться тем, чтобы сделать лучше, а не ухудшить ситуацию», — отметил премьер-министр.

Руководитель белорусского правительства сообщил, что государство выделяет из бюджета достаточно большие суммы на поддержание жилищно-коммунального хозяйства, поскольку население в полном объеме не возмещает затраты на оказание услуг. «Стоимость дотаций очень велика, в 2014 году это 16 триллионов рублей, из них 9 триллионов — прямые субсидии, 2 триллиона — на капремонт жилфонда. Это 8% консолидированного бюджета нашей страны, плюс еще нагрузка, которую несут промышленные предприятия, это около 1 миллиарда долларов в порядке перекрестного субсидирования. А всегда ли эти средства используются эффективно и действительно ли эта услуга стоит сколько, сколько заявляют организации, которые эти услуги предоставляют?» — задал вопрос Михаил Мясникович. Также, по его мнению, проект документа необходимо дополнить пунктом, который будет касаться ответственности граждан.

Премьер-министр считает, что нужно проанализировать, насколько оптимальна структура ЖКХ. «Это касается не только ЖКХ или республиканских органов госуправления и местных органов власти, но и энергетики, социальной сферы, поскольку тарифная политика будет пересматриваться. Нужно продумать, как в судах будут рассматриваться спорные вопросы в этой сфере, как отрасль будет представлена на селе, как в этой ситуации будет выглядеть реальный сектор экономики и как облисполкомы планируют осуществлять расчеты и утверждение планово-расчетных цен на ЖКУ, поскольку будут задействованы инструменты, затрагивающие местные бюджеты», — сказал он.

Михаил Мясникович обратил внимание, что предложения по совершенствованию работы ЖКХ страны должны быть максимально выверенными всеми заинтересованными сторонами, так как они должны способствовать более качественному обслуживанию населения и эффективному использованию средств граждан и госбюджета. Премьер-министр поручил в течение двух недель повторно рассмотреть в правительстве доработанный проект указа и рекомендовать для рассмотрения главе государства.

Реформа ЖКХ. Государство — плохой управленец

Собственники жилья в Беларуси могут получить больше прав на управлением принадлежащей им недвижимостью…

Разработаны и ждут подписания сразу несколько указов, касающихся системы ЖКХ. Планируется, что собственники жилья получат больше прав на управление недвижимостью, что в свою очередь станет основанием для роста ответственности собственников. Эксперты считают, что грядущие изменения могут стать хорошим началом для реформы всей сферы.



Сегодня в Беларуси за все происходящее с жильем юридически отвечает эксплуатирующая организация, а не собственники жилья. Причем эти организации в большинстве случае государственные. Собственники же чаще всего не умеют и часто не хотят участвовать в управлении жильем. Чтобы изменить ситуацию в целом, людей надо заинтересовать и научить.

Как отметил на круглом столе в Минске исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости в Беларуси Геннадий Калёнов, пока стабильность сферы ЖКХ обеспечивается за счет жесткого администрирования и простоты управления, а в странах Западной Европы стабильность обеспечивается за счет сложной системы саморегуляции и профессионального управления. В странах Западной Европы обычной практикой является, когда именно собственник отвечает за содержание жилья и решения, связанные с его эксплуатацией.

Например, в Эстонии нет чиновников, курирующих ЖКХ — ни в мэриях, ни в правительстве. Безусловно, в Беларуси речь не идет об упразднении Министерства ЖКХ, но очевидно, что в стране необходимо принять меры для более эффективной работы сектора, отметил Геннадий Калёнов.

Читать еще:  Почему стали капитальный ремонт называть «под ключ»

Суть изменений, безусловно, не в том, чтобы сделать у нас так, как у них, а в том, чтобы система была устойчива и не нуждалась, как теперь, в субсидировании.

К примеру, организация и проведение капитального ремонта частного жилфонда проводится государственными организациями с частичными бюджетными ассигнованиями. Эта схема, как и вся система жилищно-коммунального хозяйства Беларуси — благодатное поле для коррупции, считает юрисконсульт общественного объединения «Правозащита потребителей», председатель товарищества собственников Владимир Новосяд.

«Объем рынка ЖКХ исчисляется миллионами долларов, — отметил он, — убытки закладываются изначально при формировании бюджета. Затем система получает дотации. В результате денежные потоки размываются, контроль со стороны собственников и общественности затруднен».

Владимир Новосяд считает, что система управления и эксплуатации жилых домов в современной Беларуси во многом осталась советской с доминированием государственных организаций-монополистов. «В стране, — отметил он, — управление мало чем отличается от советских времен — ЦК заменили на президентскую вертикаль, вот и всё».

При этом в отношении системы ЖКХ существует стереотип, что сохранение советских традиций — самая надежная гарантия нейтрализации политических рисков. В таком случае возникает вопрос, почему столь значительно количество жалоб на систему на ЖКХ?

«Люди жалуются на проблемы проведения капремонта, низкое качество услуг и т.д. — отметил Геннадий Калёнов. — Проблема в том, что жилищно-коммунальная сфера страдает от конфликта интересов, когда государство — и законодатель, и управляющий, и контролер. Заинтересованные в сохранении «старых порядков» очень умело используют невежество населения. В целом межсекторные отношения в ЖКХ в Беларуси нельзя охарактеризовать как партнерские, потому что отсутствуют институциональные механизмы для долгосрочного сотрудничества. Таким образом, необходимы изменения и развитие рынка».

Поспешай не торопясь

При этом развитие рынка «прыжком» невозможно, необходимо последовательно пройти все этапы, отметил эксперт.

На первом, согласно положениям проектов вышеупомянутых документов, необходимо провести приватизацию муниципальных квартир, а также приватизацию муниципальных жилищных организаций. В итоге должны появиться первые профессиональные союзы управляющих и ассоциации ТС и ЖСПК.

«В обществе должно расти понимание того, что управление недвижимостью — это особый вид профессиональной деятельности и что для сохранения и улучшения недвижимости необходимо привлекать профессиональных управляющих», — отметил Геннадий Калёнов.

На втором этапе формирования рынка ожидается разделение функций управления и обслуживания между разными организациями и усиление конкуренции. В результате будет распространена деятельность ТС и ЖСПК как заказчика услуг, работающих с управляющей организацией, являющейся квалифицированным исполнителем, действующим в интересах заказчика.

На третьем этапе ожидается появление высокой конкуренции среди управляющих организаций. При этом утратит приоритетное значение признак территориальности. Фактически, управлять минским жильем сможет компания, находящаяся, например, в Гомеле, и наоборот. На этом этапе профессиональное сообщество начинает вырабатывать само для себя стандарты деятельности и правила добросовестной конкуренции на рынке.

Выигрывает собственник: «Повышается качество и разнообразие предлагаемых услуг. Цены ориентируются на возможности различных клиентов. Совершенствуются управленческие технологии, включая компьютеризацию процесса управления недвижимостью».

В любом случае, перемены к лучшему невозможны без усиления ответственности собственников жилья и подписания указов в том виде, на который рассчитывает общественность. По скромным подсчетам, на реформу понадобится около 15 лет.

Население не готово брать ответственность на себя

Участвовавший в круглом столе лидер Объединенной гражданской партии, потенциальный кандидат в президенты Анатолий Лебедько в комментарии для Naviny.by отметил, что идея большей самостоятельности граждан в управлении жильем вполне согласуется с целью партии создать в Беларуси значимую влиятельную прослойку среднего класса.

«Проблема Беларуси не только в плохих законах и управленцах, но и в неготовности людей брать ответственность за свою жизнь и собственность, — отметил Анатолий Лебедько. — Многие в Беларуси хотят перемен, в том числе в сфере ЖКХ, но предпочитают, чтобы они произошли или с их минимальным участием, или вообще без него. Так не получится — ни в политической сфере, ни в какой другой. Я твердо убежден, что большое количество ответственных собственников — это другая Беларусь».

«Власть к этому не готова, так как с собственниками надо считаться, их мнение невозможно игнорировать. Собственник не стоит в очереди в государственные учреждения, а сам решает свои проблемы, минимально нуждаясь в государстве. А люди, находящиеся у власти теперь, хотят контролировать всё», — подчеркнул лидер ОГП.

По его словам, у партии и действующей власти диаметрально противоположные стратегии в отношении роли собственников:

«Мы выступаем за то, чтобы было маленькое государство, но большое общество, чтобы Беларусь была страной собственников. Ведь успешный европейский опыт показывает, что это эффективно. Кризис, создавший так много проблем — неплохое время, чтобы начинать разговор об ответственности людей за свою жизнь. Нам уже пора понять, что если хочешь быть здоровым и богатым, придется для этого что-то делать».

Андрей Шорец подвел итоги реформы ЖКХ

ЖКХ Минска: год после реформы

Фото БЕЛТА

— Андрей Викторович, быть реформатором непросто в принципе, но если объект перемен ЖКХ, то все сложнее многократно. Можете подвести первые итоги: что удалось, а где, образно говоря, набили шишки?

— Реформа ЖКХ Минска включала пять основных шагов. Это разделение функций заказчика и подрядчика. Раньше были ЖРЭО и ЖЭСы. Сами себе заказывали работу, выполняли и оплачивали. Мы сломали эту систему полностью. Разграничили функции рабочих по техобслуживанию, текущему ремонту, уборке подъездов и территорий, оказанию дополнительных платных услуг. Создали единую диспетчерскую 115. Городская аварийная служба перешла на круглосуточный режим работы. Единый расчетно–справочный центр организовали и передали почти всю механизированную коммунальную технику и непрофильные сети спецпредприятиям. Что получили? Вместо 141 организации в ЖКХ города осталось 58. Почти на четверть снизилась численность работников. Это минус 3,4 тысячи человек. За 2016 год получено 29 млн рублей экономии затрат. Уровень возмещения населением расходов на техническое обслуживание многоэтажных домов вырос вдвое: он был всего 39% в 2015–м и уже 89,7% по итогам 2016 года.

Читать еще:  Спальня в стиле ретро

Как это стало возможно? Все наши государственные ЖЭУ стали хозрасчетными подразделениями, подрядчиками, имеющими в своем составе профессиональные бригады с четко обозначенными функциями. Все виды работ — техобслуживание жилфонда, лифтов и их замену, благоустройство, уборку придомовой территории и подъездов, текущий, капитальный ремонт и санитарное содержание вспомогательных помещений — заказчик выставляет на открытый конкурс. В тендере может запросто принять участие и любая коммерческая организация, отвечающая определенным требованиям. Так вот только на тендерах в 2016 году ЖКХ Минска сэкономило 35% от суммы, затраченной на те же услуги годом ранее. Это 65 млн рублей. От 5% по техобслуживанию до 41% по капитальному ремонту. На уборке придомовой территории за счет конкуренции снизили затраты на 16%, на санитарном содержании подъездов — на 22%. Еще один важный эффект схемы заказчик — подрядчик: оплачивалось только то, что реально выполнялось. В итоге не были профинансированы работы на 5,5 млн рублей. Больше всего (11%) — по уборке мест общего пользования и придомовой территории.

— Готовясь к интервью, внимательно изучила свою жировку. За уборку подъезда с каждого жильца в моем доме взяли не 53 копейки, как положено по тарифам, а всего 41. Это, наверное, как раз и есть экономия, о которой вы говорите. Но если уборщикам меньше заплатили, значит, они меньше чем положено убрали. Сделали плохо и дешево, а ведь цель реформы — дешево и хорошо. Победа частных компаний в тендерах на уборку подъездов не дала должного качества. Как быть?

— Бытует мнение: частник придет и решит проблемы в ЖКХ. Не получилось. Хотя к нам на тендеры пришли профессиональные коммерческие компании. Они, не имея опыта работы в жилье, взяли непосильные объемы работ, не отработали систему качества. Объясняли им. Наказывали рублем. Есть и ошибки, и недочеты. Но наряду с этим много нового и интересного коммерсанты привнесли. Например, у одной из компаний бригада дома убирает. Причем первый этаж — каждый день. Хотя общее правило: два раза в неделю сухая уборка. За свой счет устанавливают счетчики на воду, берут техусловия в «Водоканале», экономят. Работали с моющим пылесосом. Отказываться от частных компаний не будем. Конкуренция нужна. Сегодня коммерсанты убирают только в 5 ЖЭУ из 48. Но даже сам факт того, что, образно говоря, в спину уборщикам из ЖЭУ дышит конкурент, дал положительный эффект — минус 40% жалоб по санитарному состоянию жилфонда. Требование одно: должно быть чисто! И это проверит и жилец, и заказчик.

— До начала реформ нам активно рекламировали новую персону в ЖКХ — хаус–мастера. С ними получилось все, как планировали?

— Раньше у нас был работник ЖЭСа, который по заявке приходил или не приходил. Мог работать качественно и нет. Сейчас хаус–мастера закреплены за каждым домом. Люди знают, кому звонить, если, предположим, не горит лампочка в подъезде, холодно в квартире. В доме есть один хозяин, который занимается профилактикой и устранением проблем с водой, теплом и электроэнергией. Средняя зарплата — около 600 рублей. Прямо связана с количеством заявок. Задача — непрерывное предоставление всех коммунальных услуг в квартиру, профремонт и обследование. К слову, за недостоверную информацию 6 человек уволили. Некоторые сидят на голом окладе — 350 рублей. Непросто все. Человеческий фактор. Но наводим порядок. Главный итог — меньше стало аварий и нештатных ситуаций. И минус 22% обоснованных претензий к уровню 2015 года.

— В «СБ» по–прежнему поступают письма с жалобами на службу 115. Их суть: плохо справляется. И все чаще смесители устанавливают, унитазы чинят и пробивают засоры не ЖЭУ, а коммерческие компании. В чем проблема?

— В единой диспетчерской службе — 132 человека вместо 390, которые были в ЖЭСах и работали только до конца рабочего дня. Да, есть нюансы. Но надо понимать: идет отладка принципиально новой системы. Каждый разговор клиента с диспетчером записан. У них есть приказ: заявка должна быть выполнена в любое удобное для заявителя время. Кроме того, ЖКХ Минска готово к открытому диалогу с жильцом. Каждый двадцатый минчанин воспользовался сайтом службы 115.бел. Размещают информацию, фото, факты. Интерактивное общение снимает множество вопросов. Единый расчетно–справочный центр свел к минимуму влияние человеческого фактора в начислении платы за услуги. Вы сегодня можете получить любую информацию о своем доме, платежах, начислении субсидий, обратившись в любой (!) РСЦ. Соглашусь, ахиллесова пята службы 115 — дополнительные бытовые услуги. Работаем над этим. Уже в нынешнем году начнем проводить конкурсы среди коммерческих организаций, которые получат право выполнять услуги населению по быту. Непременные условия для участия в тендере: наличие аттестованного персонала, гарантия на выполненные работы, умеренные цены. Взамен — объемы работ.

Читать еще:  Спортивная площадка для детей – отличное решение на каждый день

— У нас в подъездах запрещено курить. Есть административное наказание. До 30 базовых величин. Но насколько знаю, количество взысканий к курильщикам минимально. Очень трудно привлечь к ответственности и жильца–дебошира, собачника, который выгуливает питомца на детской площадке и не убирает за ним. Как быть с этим? Не взять ли на вооружение опыт экзотической страны Сингапур, где штрафов масса и их уровень от 400 до 1.000 долларов?

— Не уверен, что сейчас самое время поднимать уровень штрафных санкций к нарушителям порядка в доме, но то, что процедуру привлечения их к ответственности надо срочно упрощать, факт. Сегодня основной аргумент в суде — не видеозапись, а свидетельские показания соседей. Но станет ли сосед жаловаться на соседа?

— Говорят, с момента начала реформы в городе участились случаи, когда товарищества собственников просятся на обслуживание в ЖЭУ. Это правда?

— В Минске более 8 тысяч многоквартирных домов обслуживаются государственными ЖЭУ, в том числе около 260 товариществ собственников из 700 с лишним. 60% ЖСПК также приходят к нам. Желающих больше. Но всех ЖЭУ не могут принять, тем более если есть какая–то задолженность, проблемы с техдокументацией. Тенденция нынешнего момента — администрации районов массово назначают уполномоченных по управлению домами товариществ собственников, когда выявлены нарушения финансово–хозяйственной деятельности (кстати, 11 товариществ в 2017 году будет проверять госконтроль). Организовываем избрание новых органов управления, наводим порядок. Если самостоятельно это сделать у граждан не получается.

— Каков, на ваш взгляд, общий итог первого года реформы? Плюсов больше?

— За исключением некоторых шероховатостей, нам все намеченное удалось. Думаю, совершенствование системы ЖКХ города надо продолжать. Направление правильное, а над инструментами решения проблем будем работать.

Преодолеть последствия краха реформы ЖКХ могут только сами собственники жилья, считают российские эксперты

Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России потерпела крушение. С этим фактом согласно большинство россиян, хотя 24% из общего количества жителей городов, по данным ВЦИОМ, не имеют представления о сути этой реформы. Правительство РФ, которое было инициатором этой реформы, делает вид, что никакой проблемы ЖКХ в России не существует. А вот эксперты «Центра стратегических разработок», заявляют, что нашли выход из тупиковой ситуации, в которой оказалась реформа ЖКХ.

Почему правительство игнорирует результаты провала реформы ЖКХ

Непризнание провала реформы – не означает, что проблемы в российском ЖКХ решены. Вот статистические данные износа российской жилищно-коммунальной системы:

· Коммунальные водопроводные сети – 65 процентов;

· Котельные – 55 процентов;

· Тепловые сети – 63 процента;

· Насосные станции водопровода – 65 процентов;

· Электросети – 58 процентов;

· Канализация – 56 процентов;

· Очистные сооружения водопровода – 54 процента.

Безудержный рост тарифов на протяжении многих лет, не принес улучшений в ситуацию развала ЖКХ. Деньги, которые платят жильцы многоквартирных домов, как правило, улетают в неизвестность. Виноваты в этом – куча посреднических компаний-нахлебников, банкротства предприятий и массовое воровство этих денег чиновниками.

Реформа, о которой когда-то объявило правительство привела к полной дезорганизации всей системы ЖКХ :

· Вместо бывшей системы управления домами, власть навязывает россиянам новую систему, затем другую;

· Выпускаются законы, которые противоречат предыдущим законам;

· Поставщиками коммунальных услуг становятся компании, чьими учредителями являются родственники госчиновников, что приводит к полной безответственности этих компаний.

Скоро зима, а значит, по территории нашей страны вновь пройдет очередной шквал аварий и катастроф в виде обрушений кровли домов, массовых отключений тепла и электричества и т.п.

Правительство РФ прекрасно знает обо всех этих проблемах, но решить их попросту не может и не хочет. Проблемы ЖКХ вообще не являются приоритетными для власти. В своей недавней статье о развитии России, опубликованной в журнале «Вопросы экономики», глава правительства Медведев уделил большое внимание критике экономики «загнивающего Запада». Но, о проблемах отечественного ЖКХ не обмолвился ни словом.

Что же предлагают эксперты?

Замечу, что конкретных программ решения проблем не предлагает никто. Только тезисы и направления. Так вот, «эксперты левого толка», связанные с думской партией КПРФ предлагают всё управление ЖКХ России перевести под государственный контроль, как это было во времена СССР. Т.е. – назначить контролерами всего хозяйства тех, кто уже расписался в своей некомпетенции и неумении управлять. Идея – бредовая.

А вот эксперты из «Центра стратегических разработок» уверены, что государство вообще не должно вмешиваться в дела ЖКХ. По мнению этой конторы, всю ответственность должны взять на себя жильцы многоквартирных домов.

Второй вариант может оказаться более реалистичным. Но, ведь без помощи государства, совсем обойтись не получится. Государство диктует свои правила и выпускает законы, только оно может остановить рост тарифов на услуги ЖКХ именно оно обязано направлять средства на ликвидацию износа коммунальной системы. Государство должно организовать учебные заведения, где бы готовили профессиональных менеджеров, управляющих многоквартирными домами.

Интересно, что даже в нынешних российских условиях существуют некоторые председатели ТСЖ, которые умело ведут свою работу, действуя в интересах жильцов. А вообще, незачем изобретать велосипед, когда можно позаимствовать опыт управления ЖКХ у наших соседей. К примеру, в Финляндии, эта система работает безукоризненно. Почему же не выяснить их несложные секреты работы и не применить в своей практике?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector