Как осуществить ремонт грузового автомобиля
Особенности ремонта грузовых автомобилей
Поломка любого автомобиля является очень неприятным событием, в большинстве случаев влекущим за собой немалые издержки. Что уж говорить о поломке грузовых машин, машин, которые призваны ежедневно перевозить грузы по городу, стране и за ее пределами, и проблемы с которыми могут существенно замедлить или даже и вовсе остановить производственные и торговые процессы, ведь грузовые автомобили перевозят оборудование, технику, мебель, стройматериалы, продукты питания, промышленные товары. Безусловно, чтобы предотвратить неожиданную поломку и выход техники из строя, необходимо следить за ней и периодически отправлять на квалифицированную диагностику на специализированном оборудовании. В зависимости от типа и фирмы-изготовителя, регулярный осмотр и ремонт грузовых автомобилей необходимо проводить каждые 20-120 тысяч километров пробега.
Своевременный осмотр автомобиля и диагностика продлевают срок службы не только машины в целом, но и каждой отдельно взятой детали или узла. Проведенные вовремя проверки позволяют предотвратить неизбежную в прочих случаях замену узлов, деталей или механизмов грузового авто.
Обычно причинами, из-за которых необходимо проводить ремонтные работы становятся различные повреждения машины вследствие ДТП, неисправности в работе коробки передач, износ деталей, нестабильное функционирование шасси и прочее.
В силу особенностей грузового автотранспорта, ремонтировать такие машины — дело не самое простое. Габариты требуют достаточно простора и мощное оборудование, а особенности и специфические технические требования к моделям различных производителей — определенный багаж знаний и квалификацию. Ведь стоимость спецтехники и грузовиков обычно значительно превышает стоимость машин легковых, а их конструкция и устройство намного сложнее. К тому же всевозможные модульные конструкции и часто редкие детали грузовиков приводят к длительному поиску запчастей, ведь если сервис, в который вы решили обратиться, не специализируется на ремонте грузовых автомобилей, он вряд ли быстро сможет найти оригинальные запчасти по адекватной цене. Так же, учитывая особенности сборки «рабочих лошадок» разных производителей, очень часто для ремонта двигателя, шасси, коробки передач и других механизмов, необходимо наличие специального современного технологичного оборудования.
В зависимости от объемов работ ремонт грузовиков бывает трех видов: плановый осмотр, мелкий ремонт и капитальный ремонт. При этом осмотр включает в себя диагностику и проверку работы механизмов. Мелкий ремонт предусматривает проведение таких работ, как ремонт кузова (покраска и удаление деформаций кузова), смену некоторых деталей или узлов. А вот во время капитального ремонта грузовая машина разбирается полностью, меняется электрическая проводка, происходит капитальный ремонт коробки передач, двигателя, шасси и прочих жизненно-важных частей машины.
В связи с тем, что грузовики регулярно преодолевают сотни километров не самых ровных дорог, работая при этом в довольно суровых климатических условиях, услуги по ремонту грузовых автомобилей в нашей стране довольно востребованы. А спрос рождает предложение — и вот, уже десятки предприятий предлагают отремонтировать вашу машину. Но помните, выбирая сервис, очень важно не прогадать и попасть к специалистам, гарантирующим хорошо затянутые гайки, правильно установленные механизмы, слаженную и точную работу узлов и механизмов и, конечно, общий качественный результат.
Как ремонтируют грузовые автомобили. Рассказ состоявшегося автослесаря о своей профессии
На рынке труда в России последнее десятилетие ощущается острая нехватка рабочих различных специальностей. Одной из причин сложившейся обстановки является элементарное незнание людьми основ таких профессий и упадок школы средне-специального образования.
Журнал Reconomica посвящает сегодняшнюю тему превращению обычного парня из Кирова в высококвалифицированного слесаря по ремонту автомобилей, получающего настоящее удовлетворение от своей работы и достигнутых в ней успехов.
В чём суть профессии автослесаря
Здравствуйте. Меня зовут Сергей Евгеньевич Кропачёв . Мой возраст — 27 лет, живу в городе Кирове и работаю автослесарем в строительной компании « КировСпецМонтаж» . Это крупнейшая организация нашего населённого пункта.
Автослесарь — это специалист, занимающийся ремонтом и обслуживанием автомобилей и спецтехники. Если быть точнее, то это общее название всех профессий, связанных с наладкой транспорта.
На высоте профессионального мастерства.
Автослесари делятся на специалистов по ремонту:
Какими навыками необходимо овладеть для успешной работы
Автослесарь должен уметь все то, что соответствует его посту:
- Хорошо знать теорию устройства автомобиля;
- Иметь навыки мастерского пользования слесарным и измерительным инструментом.
Современные автомобили требуют повышенных знаний для проведения качественного ремонта.
Как получить специальность автослесаря
Понятно, что можно прийти на практику, если с детства любил машины, стать подмастерье и быстро научиться. Но есть и более правильный путь — через образование.
Учебные заведения
На эту профессию готовят практически везде. Знаю, что даже в районах достаточно учебных заведений, поэтому молодому человеку будет несложно найти то, которое, по душе. А центры по переподготовке кадров для тех, что уже имеет образование, натаскивают всех желающих в течение 2–3 месяцев.
Обучение во время работы по профилю
Найти вакансию автослесаря несложно. Зачастую крупные и мелкие организации и автосервисы готовы брать только что отучившихся молодых людей без опыта. Единственным требованием является наличие профильного образования, хотя в какой-нибудь сервис к дяде Васе могут взять и без него.
Серьёзные организации готовы обучать новых специалистов предоставляя:
- наставника;
- специальную техническую литературу;
- курсы.
Обучение ремеслу с наставником
Так же было и со мной, когда определили в пару к опытному слесарю, под чьим руководством работал.
Обучение ремеслу с наставником.
Конечно, на первичном этапе, когда с вами нянчится воспитатель, не стоит ждать высоких зарплат, но ведь с каждым днём вы узнаёте всё больше, делаете работу быстрее, а значит, через определённое время можете рассчитывать на прибавку.
Вначале мне наставник говорил, какой ключ использовать, что открутить или привинтить. Через полгода я с легкостью выполнял простые операции. Через шесть месяцев знал и умел более сложные, через 2 сезона устранял неисправности в электропроводке громадных импортных фур. Ещё через 24 месяца стал работать на диагностическом стенде.
Как проходит мой обычный рабочий день
Теперь расскажу о рутине.
Начальный этап — постановка задач
Каждому слесарю, когда он устраивается на работу, выдается набор инструментов. Рабочий день автослесаря начинается с планерки. Все рабочие собираются, к нам приходит механик и называет фамилии, кто будет заниматься тем или иным автомобилем, гос номер транспорта, что с ним нужно сделать или какие неисправности у него есть.
Затем с напарником идём осматривать автомобиль, сразу подмечая, какие приспособления нам будут нужны.
Выполнение функциональных обязанностей
Потом начинается ремонт в следующей последовательности:
- Демонтируем неисправную деталь или узел.
- Приглашаем механика.
- Руководитель принимает решение, что дальше делать: заменить деталь на новую или отправить ее в ремонт.
Например, деталь поступает в дальнейший ремонт. В хороших автосервисах обязанности распределены, и дальнейшим ремонтом будет заниматься уже другой слесарь. После ремонта детали процесс идет в обратную сторону.
Секреты профессии
Самое главное в нашем деле, как я считаю — уметь откручивать гайки и болты. Кто-то скажет, чего там уметь, откручивай против часовой стрелки — вот и всё. Но это не так просто. Зачастую болты и гайки прикипают и тогда приходится идти на разные хитрости:
Вот один забавный пример:
Когда был ещё неопытным автослесарем, со мной приключился курьёзный случай. Мой наставник откручивал большую гайку на рессорах, не открутив до конца, передал это дело мне. Я же, не долго думая, с чего-то решил, что гайку нужно закручивать и закрутил. Как же он был удивлен, когда увидел, что гайку, которую наставник с таким трудом сорвал с места, закручиваю при помощи гаечного ключа и метровой трубы.
Сколько может заработать слесарь по ремонту грузовых автомобилей
В 2012 году, когда я только поступил на работу и был учеником, мне платили всего 16 000 р. Оплата была почасовая — 95 рублей в час. Через 2 месяца мне её повысили до 110 р, через полгода я уже получал 125 руб. Почасовую оплату готовы платить не все работодатели — что, мол, вы там будете сидеть и ничего не делать, а мы вам — плати.
Нормочас
Есть такое понятие, как нормочас. Обычно платят так: определенная операция стоит фиксированной суммы денег. Например, вам механик поручает снять КПП , отправить её в ремонт, а
затем поставить на место. В прайс-листе на эту операцию указана конкретная цена. На грузовом автомобиле это довольно трудоёмкий процесс и заплатят за него порядочно. Моя зарплата на сегодняшний день составляет 225 руб в час, так как я работаю уже 5 лет и приобрёл за эти годы немалый опыт.
Очередной грузовик готов к ремонту.
Преимущества и недостатки профессии
В моей профессии есть, как плюсы, так и минусы.
Положительные стороны
Из приятного хочу отметить сменный график работы 2 х 2, когда отработал 2 дня, а следующие 2 можешь полностью посвятить своим собственным делам или семье. Так как я неплохо знаю автомобили и у меня есть свободное время, я дополнительно подрабатываю, ремонтируя автомобили знакомых.
Также меня греет мысль о том, что автомобилей становится всё больше, они становятся всё сложнее, а это значит, что востребованность во мне, в автослесарях в целом, будет только расти, поэтому всегда буду обеспечен работой.
Отрицательные стороны
Есть, конечно, минусы. После рабочего дня руки бывают в масле и солидоле, отмыть их как следует редко получается.
Не знаю куда отнести следующий пункт — большая ответственность. Не шутка, если на ходу отвалится колесо или откажут тормоза. Нужно все время быть на чеку, помнить всё, что сделал и не сделал. Но я считаю, что без большой ответственности не добиться хороших результатов.
Этапы достижения успеха в работе. Возможности карьерного роста на сервисе
Спустя 5 лет, из простого автослесаря стал специалистом диагностического оборудования и останавливаться не собираюсь, а хочу дальше самосовершенствоваться, расти.
Первая ступень в повышении уровня профессии
Вначале под руководством наставника я крутил гайки, но интересовался и более сложными операциями. Со временем меня отправили выполнять более сложную работу, потому что:
- всегда имел интерес к автоэлектрике;
- читал схемы, чертежи;
- ремонтировал проводку на папином автомобиле;
- на работе помогал автоэлектрику и мотористу;
- проявлял инициативу;
- просил научить меня разным вещам наставника;
- смотрел обучающие видео;
- читал статьи.
Следующий уровень самосовершенствования
Спустя время потребовался второй автоэлектрик и открылась вакансия. Собравшись с духом, пошёл к механику и предложил свою кандидатуру. При этом сказал, что готов обучаться на любых условиях, даже если мне понизят ставку. Этого не потребовалось, механик и сам был рад взять кого-нибудь из своих парней. Так я стал автоэлектриком.
Ещё один этап роста как специалиста
Затем, спустя 2 года, на работе купили сложный диагностический стенд и встал вопрос о кандидатуре человека, который будет на нем работать. Нужно было отправить пару человек на обучение и, конечно же, снова вызвался я.
От подготовки толку было немного, так, в общих чертах объяснили, что можно делать на нём и как не сломать стенд. До всего приходилось доходить своей головой. На помощь опять пришёл интернет.
Главный совет начинающим автомеханикам
Конечно, не везде есть сложное дорогостоящее оборудование и не везде вам предложат на нём работать. Но ведь необязательно всю жизнь работать в сыром гараже, без соцпакета у дяди Васи, уходите в другой сервис более оснащённый, где вы можете ещё чему-то научиться, затем в другой. В конце концов, вы станете нужным специалистом и для большого, стабильного автосервиса.
Только не порите горячку, не пытайтесь изучить все подряд:
Выберите себе какую-нибудь цель. Например: хочу стать первоклассным специалистом по ремонту импортных двигателей. И во время самой практики, когда еще учитесь, начните двигаться к своей цели. Попросите начальника в автосервисе поставить вас в помощь мотористу, попросите последнего вас чему нибудь научить, попробуйте собственноручно, под присмотром выполнить какой-нибудь ремонт двигателя.
Ремонт Грузовых автомобилей / 95 СТО
Ремонт грузовых автомобилей – узкая область
Ремонт грузовиков в Минске имеет ряд своих особенностей. Во-первых, это ограниченное количество СТО, которые выполняют ремонт грузовых автомобилей. Во-вторых, ограниченное число фирм, предлагающих запчасти к грузовикам.
Чем это вызвано? Спрос рождает предложение. А грузовиков на порядок меньше чем легковых авто. Плюс ремонт грузовых автомобилей требует огромных специализированных помещений, огромных, как по высоте, так и по длине. Помимо помещений, очень желателен плацдарм перед боксом, чтобы было где парковать грузовики, ставить их на случай ожидания запчастей. Требуется специальный дорогостоящий инструмент. Специальный компьютерный сканер. Ну и конечно же обученный персонал, обученный специфике ремонта грузовиков. А особенностей в этом ремонте хватает. Плюс, помимо теоретических нюансов, постоянно приходится сталкиваться с большими размерами агрегатов, с их большим весом, и весом их деталей, с большими усилиями зажатия гаек и болтов (соответственно и с усилиями откручивания при разборке). Т.е. на СТО, выполняющем ремонт грузовых автомобилей, работник должен не только знать теорию, быть практиком, но и должен походить на эдакого «шварцнегера», чтобы все свои знания и умения осуществлять на практике. Конечно же и зарплата у такого работника должна быть соответствующей.
Вот теперь помножьте низкий спрос на высокую аренду больших помещений, на высокую стоимость специального оборудования и инструмента и на большую зарплату персонала, резюме которых тоже не встречаются на каждом углу. В итоге мы получаем не такое уж большое количество автосервисов, осуществляющих ремонт грузовиков в Минске, спасает которые лишь стоимость выполняемых работ, т.к. к тому, что грузовой автомобиль дорог в обслуживании все привыкли. Поставив грузовик рядом с легковым авто и посмотрев на них со стороны, сразу становится понятно во сколько раз ремонт грузовика обойдется дороже легковушки.
Все эти показатели расходов СТО, спроса, стоимости ремонта и количества автосервисов, делающих ремонт грузовых автомобилей, постоянно саморегулируются за счет увеличения одних и снижения других. Снизился спрос на ремонт грузовиков, стоимость работ упала, а если не упала стоимость ремонта – снижается количество СТО. И наоборот, вырос спрос – растет количество автосервисов, или стоимость ремонта, или просто обороты фирм увеличиваются.
Ремонт грузовых автомобилей – это особая область практически не пересекающаяся с ремонтом легковых авто, но сильно зависящая от ситуации на рынке грузоперевозок. Чем лучше идут дела у грузоперевозчиков, тем больше у них машин, тем больше работы у автосервисов Минска, выполняющих ремонт грузовиков.
Автосервис: как избежать обмана
Как показывает практика, не все СТО действуют в рамках законодательства. Случается, некоторые из них обманывают своих клиентов. На что обратить внимание, отдавая свой автомобиль на техобслуживание или в ремонт (далее — ремонт), чтобы избежать такого обмана?
До ремонта
Предварительная запись
Большинство СТО работает по предварительной записи. Эта схема удобна как самим СТО, так и клиентам. Вы заранее информируете СТО о работах, которые вам необходимы, или же о неисправностях, которые следует устранить. И если данный автосервис сможет вам в этом помочь, с вами согласуют дату и время, когда необходимо пригнать свой автомобиль. Как правило, это делается по телефону. За такое «бронирование» с вас не должны требовать дополнительную плату.
Обратите внимание!
Старайтесь не опаздывать к назначенному времени. Иначе СТО будет вправе принять другого клиента в порядке общей очереди .
Оформляем заказ
До проведения ремонта должен быть составлен документ, подтверждающий заказ. Это так называемый договор между вами и СТО (далее — договор-заказ). С его образцом вы можете ознакомиться на информационном стенде. Если такого образца там нет, это будет нарушением требований, предъявляемых к работе автосервиса .
Обратите внимание!
Договор-заказ не оформляется, если в вашем присутствии СТО проводит следующие виды услуг: шиномонтажные, шиноремонтные, уборочно-моечные, полировочные, смазочно-заправочные, регулировочные и диагностические. В таком случае о необходимых работах с автосервисом можно договориться устно, а по окончании работ попросить выдать акт выполненных работ .
Договор-заказ должен содержать :
— наименование документа. Например, заказ, договор-заказ и т.п.;
— наименование и место нахождения СТО. А если вас обслуживает ИП, то должно быть указано его ФИО, место жительства, а также сведения о госрегистрации;
— ваше ФИО, место жительства и контактный телефон;
— информацию о вашем автомобиле (марка, модель, год выпуска, регистрационный знак (при наличии), пробег (при наличии), номер кузова (код VIN) и иная дополнительная информация);
— описание работы, которая будет осуществляться;
— предварительную стоимость заказа;
— дату оформления заказа и планируемый срок его выполнения;
— порядок согласования перечня, стоимости и сроков дополнительных работ, необходимость выполнения которых может возникнуть во время ремонта.
Обратите внимание!
Нередко СТО в данном пункте предусматривают возможность согласования дополнительных услуг в устной форме, а потом «разводят» клиентов на крупные суммы. Лучший вариант — указать, что согласовывать с вами дополнительные услуги нужно только письменно. Вы можете собственноручно вписать это условие в договор-заказ;
— информацию о запчастях, «расходниках» и иных материалах или изделиях, которые вы передаете на СТО для ремонта (их наименование, описание, количество и стоимость). Отметим, что автосервис не вправе указывать стоимость таких изделий и материалов без согласования с вами;
— стоимость материалов СТО, которые будут использоваться при ремонте;
— подписи сторон (ваша и уполномоченного представителя СТО).
Договор-заказ представитель СТО оформляет только в вашем присутствии. Для этого вам надо пригнать свой автомобиль и предъявить :
документ, удостоверяющий личность (паспорт);
свидетельство о регистрации автомобиля (техпаспорт).
Договор-заказ составляется в двух экземплярах (для вас и СТО) .
Если вы оставляете автомобиль
В случае если вы не будете присутствовать при проведении ремонта, одновременно с оформлением договора-заказа автосервис должен составить приемо-сдаточный акт (далее — акт) .
Обратите внимание!
Присутствие клиента при ремонте автомобиля вовсе не дополнительная услуга. Брать с вас за это деньги СТО не вправе.
Однако СТО самостоятельно устанавливает порядок нахождения клиента в месте, где проводится ремонт. Иными словами, вам могут отказать в присутствии, даже если вы этого хотите . Вы можете попросить представителя СТО показать документ, на основании которого вам отказано.
Акт должен содержать сведения :
о комплектности (например, наличие «запаски», аптечки, магнитолы, а также информация о передаче ключей от автомобиля);
видимых наружных неисправностях автомобиля (к примеру, трещины на лобовом стекле);
материалах, переданных потребителем (их наименование, описание и цена);
рабочих и эксплуатационных жидкостях в автомобиле.
Отметим, что в акте целесообразно указать и пробег автомобиля.
Акт подписываете вы и уполномоченный представитель СТО. Акт оформляется в двух экземплярах (для вас и для СТО) .
Во время ремонта
В ходе проведения ремонта СТО может выявить неисправности, которые не были обнаружены ранее. Самостоятельно их устранить автосервис не вправе. Любую дополнительную работу, а соответственно, и увеличение стоимости он должен согласовать с вами. Если дополнительная работа сделана без вашего ведома, то :
— вы не обязаны ее оплачивать;
— вы вправе требовать возврата денег, в случае если вы уже оплатили несогласованную работу;
— автосервис не вправе не отдать вам автомобиль при неоплате такой работы.
Во время ремонта работник СТО не должен выезжать на вашем автомобиле на дороги общего пользования. Если это необходимо для проверки выполненной работы, он обязан получить ваше согласие .
После ремонта
Если вы оставляли автомобиль
Чтобы забрать оставленный на СТО автомобиль, вам необходимо предъявить: договор-заказ, акт, свой паспорт, а также техпаспорт автомобиля. О том, что вы получили свой автомобиль, необходимо расписаться в акте (на обоих экземплярах) .
Обратите внимание!
При получении автомобиля обязательно осмотрите его на предмет комплектности и внешнего вида. Если вы обнаружили какие-либо изменения (например, появилась царапина на двери, которой ранее не было) — сразу же пишите письменную претензию .
В трехдневный срок автосервис будет обязан :
— заменить испорченный или отсутствующий материал (изделие) материалом (изделием) аналогичного качества или
— возместить его двукратную стоимость (если замена не представляется возможной).
Получение акта выполненных работ
После ремонта проверьте полноту и качество выполненных работ. Это можно сделать различными способами: путем внешнего осмотра, опробования работы отдельных элементов автомобиля или проведения контрольно-диагностических работ (за дополнительную плату) .
Проведение ремонта подтверждается соответствующим документом, составленным в двух экземплярах. Как правило, это акт выполненных работ. Его форма может быть различна, так как она самостоятельно утверждается на каждой СТО. Такой документ должен содержать следующие сведения :
— наименование документа (например, акт выполненных работ);
— номер и дата составления;
— наименование и место нахождения СТО (для ИП: ФИО, место жительства и информация о госрегистрации);
— ваше ФИО и место жительства;
— сведения об автомобиле (марка, модель, год выпуска, регистрационный знак (при наличии), пробег (при наличии), номер кузова (код VIN));
— перечень выполненных работ с указанием их нормо-часа и (или) стоимости;
— перечень использованных материалов или изделий, оплачиваемых вами, и их стоимость;
— окончательная стоимость (работа + материалы + изделия автосервиса);
— должность, ФИО работника СТО, ответственного за выполненную работу;
— дата приемки автомобиля;
— отметка об отсутствии претензий к комплектности и внешнему виду автомобиля, к стоимости выполненных работ, удостоверенная вашей подписью. А если претензии к работе все-таки есть — обязательно укажите здесь на них;
— отметка о получении снятых деталей (в случае их замены), удостоверенная вашей подписью.
Обратите внимание!
Все детали, снятые с вашего автомобиля при замене, вам обязаны вернуть;
— отметка «Транспортное средство имеет неисправности, угрожающие безопасности движения» (если вы отказались провести дополнительные работы по их устранению).
Получение гарантии
СТО обязана вам выдать гарантийный талон или прописать условия о гарантии в акте выполненных работ. Если оформляется отдельный документ (гарантийный талон), то проверьте, чтобы в нем были указаны :
— сведения об автомобиле (марка, модель, год выпуска, номер кузова (код VIN));
— дата приемки автомобиля;
— продолжительность гарантийного срока. Вся информация о гарантийных сроках на оказываемые автосервисом услуги должна находиться на информационном стенде. Отметим, что законодательством установлена минимальная продолжительность гарантийного срока (см. таблицу). СТО не вправе установить меньший срок, но может его увеличить .