1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Системы обеспечения безопасности

Система обеспечения безопасности: понятие, принципы, функции.

Важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов личности, общества и государства является правоохранительная деятельность системы органов обеспечения безопасности. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» в редакции от 25 июля 2002 г. закрепил правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и ее функции, установил порядок организации, контроля и надзора за их деятельностью.

В соответствии с Законом под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российское Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом (ст. 2).

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается (ст. 8).

Основными функциями системы органов обеспечения безопасности являются:

— выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;

— осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

— создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

— управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

— осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

— участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации, который возглавляет Совет Безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает руководство федеральными органами исполнительной власти, организует и контролирует реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности.

Для непосредственного выполнения функции по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Совет Безопасности Российской Федерации — конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О безопасности».

Основными задачами Совета Безопасности являются:

— определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

— разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

— подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения и оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и по организации их ликвидации;

— разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений и оценка их эффективности;

— совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства, и ряд других.

В Совет Безопасности входят председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета является по должности Президент РФ. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет через аппарат, возглавляемый секретарем.

В целях более углубленной подготовки вопросов, выносимых на заседания Совета Безопасности, созданы межведомственные комиссии по от дельным направлениям его деятельности. В их числе межведомственны* комиссии по общественной безопасности, экологической безопасности; m конституционной безопасности; по безопасности в сфере экономики; военной безопасности и ряд других.

Персональный состав каждой комиссии утверждается секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов государственной власти, должностные лица которых включены в е состав. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет может привлекать к участию в заседании на правах консультантов и других лиц.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Системы обеспечения безопасности

Понятие безопасности, правовые нормы ее обеспечения и функции системы безопасности определены в Федеральных законах о безопасности от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ и от 28 декабря 2010 г. № 390:

«Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Система безопасности — это совокупность взаимосвязанных и определен­ным образом упорядоченных элементов, включающая в себя правовые, социально- экономические, организационные, технические, методические, санитарно-гигиени­ческие, лечебно-профилактические и иные средства и мероприятия для целей обеспечения безопасности.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегиче­ское планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопас­ности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, воен­ной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читать еще:  Гидроизоляция бассейна своими руками

Существующие в настоящее время системы безопасности по объектам защиты подразделяются на следующие основные виды:

— систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизне­деятельности, в том числе безопасность охраны труда, радиационную, пожарную, общеобразовательных учреждений и т.д.;

— систему охраны природной среды (биосферы);

— систему государственной (национальной) безопасности;

— систему глобальной безопасности, в том числе международную и региональ­ную.

Историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности чело­века, который на всех этапах своего развития постоянно стремился к обеспечению комфорта, личной безопасности и сохранению своего здоровья.

К основным объектам безопасности относятся личность, общество и государ­ство и их жизненно важные интересы.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного раз­вития личности, общества и государства.

Безопасность личная защищенность жизненно важных интересов личности, таких как: биологические, психические и социально-духовные. Она обусловлена правовыми нормами и законами, индивидуальными качествами личности, исполь­зуемыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Безопасность общественная — защищенность жизненно важных интересов об­щества, а именно материальных и духовных ценностей. Она обусловлена уровнем организации государственных структур и сознания людей.

Безопасность национальная — состояние защищенности национальных интересов государства: конституционного строя, территориальной целостности, суверенитета. Она обусловлена наличием соответствующих законов, правоохранительных органов, армии.

Рассмотрим некоторые виды безопасности.

Международная безопасность — это защищенность международных отно­шений в мировой политике, нормальная жизнедеятельность мирового сообщества, стабильное развитие и сотрудничество народов и стран в условиях надежной за­щищенности жизненно важных интересов каждого из них от внешней агрессии, международного терроризма и других форм вооруженного насилия.

Она формируется на основе национальной и региональной безопасности. Ее основными слагаемыми выступают экономическая, политическая, экологическая, военная и другие виды безопасности.

Международная безопасность предполагает обеспечение:

— права каждого человека и человечества на существование и устойчивое развитие;

— суверенитета и территориальной целостности государств;

— свободного и самобытного развития стран и народов;

— сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

— свободы перемещения людей, капиталов, информации;

— полноправия и равноправия граждан и др.

Международная безопасность поддерживается комплексом мер, охватывающих все сферы жизни человеческого общества, все виды деятельности в нем.

Особое зна­чение имеет соблюдение всеми государствами и народами принципов и норм между­народного права, закрепленных в Уставе и других документах ООН, прежде всего:

— принятие коллективных мер для предотвращения угрозы миру и пресечения актов агрессии;

— неприменение силы или угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;

— мирное разрешение международных споров;

— развитие дружественных отношений между государствами на основе уважения их территориальной целостности, равноправия, суверенитета народов и др.

Региональная безопасность — это защищенность отношений внутри и между социально-территориальными общностями определенного региона, когда для всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных институтов и групп обеспечивается надежное существование и стабильное развитие.

Системы региональной безопасности создаются на различных уровнях:

— в рамках отдельных административно-территориальных единиц страны;

— применительно к нескольким соседним районам государства;

— в масштабе группы стран, входящих в определенную географическую зону.

На любом уровне региональные системы безопасности строятся во взаимосвязи с национальной и международной безопасностью, включают в качестве основных элементов средства обеспечения экономической, политической, экологической, во­енной и других видов безопасности.

Сфера компетенции и пути обеспечения региональной безопасности определены положениями главы 8 Устава ООН «Региональные соглашения».

Они предусматри­вают такие средства и методы, как:

— мирное урегулирование споров, предупреждение конфликтов между членами региональной системы;

— организация коллективных мер по пресечению актов агрессии и устранению угрозы миру;

-превентивная дипломатия, поддержание, установление и укрепление мира в постконфликтный период.

Региональная безопасность формируется, как правило, через региональные со­глашения. Из совокупности таких взаимоувязанных соглашений, организаций и структур образуется региональная система безопасности.

Национальная безопасность — состояние защищенности развития и условий жизнедеятельности страны (нации), при котором обеспечивается приоритет ее жиз­ненно важных интересов, гарантируется ее выживание, свободное, независимое функционирование и процветание при сохранении своих фундаментальных ценно­стей и институтов.

Основными объектами национальной безопасности выступают:

— личность, ее права и свободы;

— социальные и национальные группы, их внутренняя целостность, самоуправ­ление; общество, его материальные и духовные ценности;

— государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная це­лостность.

Нация (страна) находится в состоянии безопасности, когда она в состоянии за­щитить свои интересы посредством политических, экономических, социально-пси- хологических, военных и других действий.

Жизнь общества и национальная безопасность страны предстает как много­сторонняя система отношений, которая включает множество отдельных видов безопасности (в соответствии с угрозами и видами человеческой деятельности): международную, военную, пограничную, социальную, политическую, демографиче­скую генетическую, психологическую, пожарную, радиационную, промышленную, дорожно-транспортную, безопасность труда, информационную, интеллектуальную, семейную, личную, коллективную, экономическую, энергетическую, технологиче­скую, экологическую, детскую, продовольственную, эпидемиологическую, безопас­ность в ОУ и в образовательной сфере.

Выделяют различные аспекты национальной безопасности: безопасность госу­дарства, личности и общества (табл. 4.1). В левом столбце безопасность рассматри­вается как состояние защищенности объекта (государства, общества и личности) от различных угроз и возможность его нормального функционирования. В правом — как способность и обязанность объекта (государства, общества и личности) обеспе­чить безопасность и реализовать свои жизненно важные интересы.

Кроме того, существует ряд специальных видов профессиональной безопасно­сти: пожарная, военная, медицинская и т.д.

В широком смысле слова к объектам обеспечения безопасности следует отнести людей и все виды их жизнедеятельности, семью, производственные объекты и их кол­лективы, материальные ресурсы, общество, государство, человечество, техносферу,

Таблица 4.1. Аспекты личной и коллективной безопасности как состояния защищенности и как способности защищаться

Рис. 4.1. Взаимообусловленность объектов безопасности

биосферу, в целом планету Земля. На рис. 4.1 условно показаны основные объекты безопасности и их взаимозависимости. Обеспечение безопасности всех объектов но­сит системный характер, они все взаимосвязаны и взаимообусловлены. Безопасность личности невозможно обеспечить без безопасности общества, а безопасность обще­ства невозможна без государства, материальных и природных ресурсов. Безопасность трудовой и иных видов жизнедеятельности прямо зависит от безопасности общества и техносферы, а безопасность всего человечества может быть осуществлена только при достаточной устойчивости биосферы и межгосударственных отношений.

Для анализа безопасности человека и общества выделяются различные уровни объектов, что позволяет условно разграничить тесно связанные в реальной жизни «переплетенные, взаимовложенные» объекты безопасности по масштабам и слож­ности: индивид; семья; группа; профессиональный коллектив; население региона; народ, нация; государство; человечество; биосфера с человечеством.

На рис. 4.2 схематично отображены взаимовложенные объекты безопасности — от индивидуального до профессионального, национального и глобального.

Тесная взаимозависимость существует также между состоянием окружающей среды, созданной человеком техносферой, социальной сферой и катастрофами. Так, после наводнений и землетрясений всегда обостряются социальные и технические проблемы и возника­ют соответствующие опасные си­туации уже не в природной, а в со­циальной и технической сферах. Поэтому при повышении защищен­ности человека от техногенных или природных опасностей, от терактов одновременно усиливается его за­щищенность от иных социальных, биологических, природных, крими­нальных, информационных и иных видов угроз.

Национальная безопасность. Вооруженные Силы. Часть 1.

Гордость за Беларусь

Национальная безопасность. Вооруженные Силы. Часть 1.

Беларусь является независимым, суверенным европейским государством, которое не относится ни к одному из мировых центров силы и проводит миролюбивую внешнюю политику. Белорусский народ ценит свои достижения, которые были бы немыслимы без надежной системы обеспечения национальной безопасности. Вооруженные Силы, правоохранительные органы, органы государственной безо­пасности, пограничной службы, подразделения по чрезвычайным ситуациям, другие министерства и ведомства надежно защищают страну от внутренних и внешних угроз, отстаивают национальные интересы, создают необходимые условия для устойчивого развития государства. Основные задачи по обеспечению безопасности в военной сфере возлагаются на Во­оруженные Силы. Сегодняшним материалом о становлении и развитии белорусской армии мы начинаем цикл публикаций о государственных органах, являющихся ключевыми звеньями общей системы обеспечения национальной безопасности.

Читать еще:  Как утеплить бетонный пол?

После избрания ­Александра Лукашенко ­Президентом военное строительство приобрело концептуальный характер. Главнокомандующий Во­ору­женными Силами с первых дней поставил задачу по обеспечению военной безопасности страны, становлению и преобразованию армии суверенной и независимой Беларуси, определил стратегию и направления реформирования Вооруженных Сил.


Общая численность войск в нашей стране в соответствии с итоговым актом Хельсинкского соглашения от 10 июля 1992 года ограничена 100 тысячами военнослужащих.

В 1990 году в Беларуси в общей сложности дислоцировалось 1410 воинских формирований штатной численностью более четверти миллиона человек. Концентрация войск в нашей стране была самой высокой на европейском континенте: один военнослужащий приходился на 43 человека гражданского населения. Для сравнения: в Украине — на 98, в Казахстане — на 118, в России — на 634 человека. Сейчас у нас это отношение примерно равно 1:198.

В 1994 году была еще свежа память о войне в Афганистане, откуда всего пятью годами ранее — 15 февраля 1989 года — выведены советские войска. Молодому ­Президенту пришлось работать с армией людей, имеющих реальный боевой опыт. По официальным данным, в Афганистане воевали около 28 тысяч белорусов, из них 771 человек не вернулся домой. И это только те, кто похоронен на территории Беларуси, общее же число погибших намного больше. Между тем пока наши парни умирали на чужой земле, в секретной ракетной части в Станьково, что под Минском, с 1 июня 1988 года по 27 октября 1989-го боевые ракетчики под надзором американцев спешно ликвидировали своими руками пусковые установки высокоточных мобильных тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов ОТРК «Ока» — оружия, подобного которому не видели силы ПВО любой страны. Кстати, по советско-американскому договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности ОТРК «Ока» формально под его требования не подпадали.

Беларусь ощутила на себе и последствия ликвидации крупнейшего в мире оперативно-стратегического объединения Вооруженных Сил СССР за рубежом. Из Восточной Германии через нашу республику в Советский Союз вернулись около 550 тысяч человек, вывезя с собой 2,7 млн тонн материальных средств, в том числе более 600 тысяч тонн боеприпасов. Были еще воинские контингенты Северной группы войск (СГВ) — например, численностью 60 тысяч человек из польского города Легница. Соединения и части вывели фактически в чистое поле, а их оружие криминально расползалось по миру и возникало в горячих точках. Из Беларуси готовили нечто по типу Приднестровья или Чечни. При этом в 1994 году размер денежного довольствия составлял для командира взвода 22 доллара в эквиваленте, командира полка — 35 долларов.

В начале 90-х годов ХХ века Беларусь за свой счет сократила вооружений и военной техники в 2,8 раза больше, чем Великобритания, Франция и США (на территории Европы) вместе взятые!

Все эти шаги были реализованы без социальных взрывов и потрясений, с опорой на собственные ресурсы и с минимальной нагрузкой на экономику. Высвободившиеся военные городки и имущество передавались в народное хозяйство.

Военно-политическому руководству стра­ны предстояла титаническая работа по формированию национальных Вооруженных Сил и реформированию их в соответствии с реальной военно-политической и экономической обстановкой, созданию всей системы национальной безопасности.

В этот период шли бурные политические баталии на предмет полного уничтожения армии. Отдельные популисты «авторитетно» и с пеной у рта заявляли, что с крушением СССР уничтожена сама основа межгосударственного противостояния, а для существования страны достаточно правоохранительных органов. В угоду политической конъюнктуре под шумок осуществлялось массовое уничтожение современных образцов вооружения без учета военных и экономических интересов государства. Военный «металлолом» реализовывался на экспорт через посреднические структуры по демпинговым ценам.

Наша экономика была не способна обеспечить минимальные потребности национальных Вооруженных Сил. Предприятия легкой промышленности страны выполнили заказ военного ведомства в 1993 году лишь на 12 процентов.

Сегодня форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил по своему качеству, виду, комфортности соответствует современным требованиям. При этом 99 процентов всей военной одежды и обуви выпускается на территории Беларуси.

По всей стране оставались и отдельные воинские части в городах, и абсолютно автономные населенные пункты, закрытые для гражданских лиц. Таковых более 200. У них была своя инфраструктура: магазины военторга, детские сады и школы для детей военных, офицерские клубы, медчасти.


Все рухнуло после того, как Беларусь отказалась от ядерного наследства СССР и последние эшелоны с оружием ушли в Россию. Военные городки стремительно пустели, отлаженная инфраструктура разрушалась. Не каждый такой городок пережил «выход на гражданку». Нашему государству достался букет острых проблем: социальных, криминальных, экологических, морально-психологических.

С приходом к власти Александра Лукашенко Беларусь приступила к формированию одного из главных атрибутов государственности — Вооруженных Сил.


27 ноября 1996 года последний носитель ядерного оружия покинул территорию нашего государства, страна добровольно приобрела безъядерный статус, впервые в мировой истории. Наша республика была первым в истории актором международной политики, сделавшим подобный шаг.

Согласно рейтингу ядерной безопасности Nuclear Security Index (индекс NTI признан главным ресурсом и инструментом для отслеживания прогресса в области ядерной безопасности) Беларусь входит в число самых безопасных стран, занимая 7-е место в мире (в 2012-м у нас было 17-е).

Уже 1 ноября 1994 года наше Министерство обороны было переведено на новый штат. Произошел переход на двувидовую структуру Вооруженных Сил: сухопутные войска и военно-воздушные силы и войска ПВО.

17 мая 1995 года была создана Военная академия Беларуси на основе двух училищ — Минского высшего военного инженерного и Минского высшего военного командного.

В качестве оптимального и экономически приемлемого пути компенсации сил (средств) в интересах обеспечения обороноспособности государства на должном уровне была обоснована и в 2001 году создана система территориальной обороны. Год спустя открыли Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил, а в 2006-м — факультет Генерального штаба в Военной академии.


Для решения специфических задач в интересах обороны страны 1 августа 2007 года было сформировано (раньше, чем в Польше, России и Украине) командование сил специальных операций (ССО) Вооруженных Сил, являющихся преемником ВДВ СССР и спецназа ГРУ СССР. К этим си­лам предъявляются особые, более жесткие, требования, чем к другим воинским формированиям. Руководством страны ССО ВС рассматриваются как одно из самых надежных звеньев в системе национальной безопасности. Они выступают основным элементом стратегического сдерживания и служат школой воинского мастерства и патриотизма для многих граждан страны.

Есть еще один зримый и все же не до конца оцененный вклад, который вносят Вооруженные Силы и вся система национальной безопасности в мирное время. С 1995 по 2019 год на территории нашей страны обнаружено и обезврежено более 300 тысяч взрывоопасных предметов (ВОП) — наследия войн, которые прокатились по нашей земле.

Читать еще:  Почему керамогранит лучше обычно плитки?


Если взять для сравнения данные за 2019 год по некоторым другим странам, получается поучительная картина.


Иными словами, в Беларуси затраты на оборону в 5,5 раза меньше, чем в Австрии, более чем в 8 раз меньше, чем в Бельгии, и почти в 8 раз меньше, чем в нейтральной Швейцарии при сопоставимом населении. А военный бюджет нейтральной Швеции превышает белорусский более чем в 11 раз — опять же при сопоставимом населении двух стран.

Впервые за годы независимости и членства в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с января 2020 года ее генеральным секретарем является представитель Беларуси генерал-лейтенант Станислав Зась.


Андрей РАВКОВ, Государственный секретарь Совета Безопасности, генерал-лейтенант:

— Каждое государство, для которого суверенитет, независимость и территориальная целостность не просто слова, должно быть готово себя защитить. И Беларусь не является исключением. На сегодняшний момент в государстве выработана целостная научно обоснованная система взглядов на безопасность, обозначены главные общенациональные цели и ориентиры. Это нашло отражение в Военной доктрине, Концепции национальной безопасности, других базовых документах, которые в соответствии с изменениями военно-политической обстановки, возникновением новых вызовов и угроз постоянно обновляются.

Как результат в стране непрерывно укрепляется оборонный потенциал. Вооруженные Силы оснащаются современными образцами вооружения и военной техники. Сегодня мы с полной уверенностью можем сказать, что отечественный военно-промышленный комплекс способен создавать системы вооружения, которые заставляют считаться с имеющейся у нас военной силой. Неуклонно повышаются боеготовность и боеспособность белорусской армии. В конце прошлого года Президентом утверждены План обороны на очередное пятилетие и Концепция строительства и развития Во­ору­женных Сил до 2030 года. В документах учтены все самые актуальные особенности и риски современной военно-политической обстановки, опыт последних вооруженных конфликтов, система управления государством на военное время, определены перспективные направления совершенствования всей военной организации государства.

В целом можно сказать, что в настоящее время в Беларуси создана эффективная система обеспечения национальной безопасности. Мы живем, трудимся, растим детей в сильном стабильном государстве, где обеспечены главные условия существования и развития нации — мир и безопасность.

Система обеспечения информационной безопасности

Информационная система современной компании имеет территориально распределенную структуру, включает в себя большое количество разнообразных информационных ресурсов и функционирует в условиях непрерывно видоизменяющихся угроз информационной безопасности.

Обеспечить непрерывность функционирования , безопасность информации на всех стадиях жизненного цикла (передаче, обработке и хранении) возможно только с помощью тщательно спроектированной комплексной системы информационной безопасности, созданной с опорой на признанные лучшие практики, а также стандарты в сфере информационной безопасности.

В зависимости от характера защищаемых активов информационных систем, система информационной безопасности может выполнять функции межсетевого экранирования, антивирусной защиты, обнаружения и предотвращения атак, контроля веб-трафика, защиты электронной почты, беспроводных соединений, информации в каналах связи, противодействия утечке конфиденциальной информации, контроля соответствия установленной политике информационной безопасности, стандарту.

Система информационной безопасности создается с учетом особенностей информационных систем и реализуется комплексом согласованных между собой организационных и технических мер, поддерживается соответствующими управленческими решениями. Для создания системы информационной безопасности, в первую очередь, разрабатываются процессы информационной безопасности и только во вторую очередь проектируются и внедряются программно-аппаратные комплексы системы безопасности , служащие для обеспечения процессов информационной безопасности.

Система информационной безопасности создается с соблюдением этапности, предусмотренной стандартом ГОСТ34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания»: «Обследование информационной системы — Разработка технического задания — Проектирование системы информационной безопасности — Разработка задания по безопасности — Внедрение». Первым и наиболее важным вопросом при создании системы информационной безопасности является оценка требований по безопасности, установленных в Политике Заказчика, а также идентификация критичных по безопасности информационных ресурсов (активов) защищаемой информационной системы.

Преимущества
Создание системы безопасности является важнейшим звеном в последовательном ряде решений информационной безопасности и включает в себя этап внедрения средств защиты информации: «. — Аудит — Концепция — Политика — Создание системы информационной безопасности (Внедрение средств защиты информации) — аттестация системы — . ». Указанное обстоятельство гарантирует Заказчику построение управляемой и экономически обоснованной системы информационной безопасности, соответствующей требованиям стандартов в области информационной безопасности.

Особенности создания системы ИБ

В зависимости от особенностей реализации ИС, к защищаемым активам могут быть отнесены:
— пользовательская информация, документы и массивы документов (в электронных библиотеках, архивах, фондах, банках данных);
— информация, передаваемая по каналам связи между корпоративным офисом и удаленными подразделениями, внешними пользователями;
— управляющие данные, идентификационная и аутентификационная информация;
— ключевая информация — в случае использования в информационной системе криптографических средств защиты информации, средств ЭЦП;
— компоненты системного и прикладного ПО;
— аппаратная составляющая ИС.

Тщательная идентификация активов позволяет выявить возможных нарушителей ИБ, определить возможные методы проведения атак, идентифицировать угрозы и, следовательно, определить перечень задач, возлагаемых на СИБ.

Вторым вопросом, который необходимо решить в ходе обследования ИС, является определение структуры ИС, размещение защищаемых активов, а также установление основных информационных потоков.

Отдельным компонентом обследования является сбор и анализ всей информации, непосредственным образом связанной с обеспечением ИБ — процессами управления в организации, персоналом, методами и средствами обработки информации.

При проведении исследования допускается использовать различные методы сбора информации, например, интервью, опросные листы, анкетирование. При необходимости используются инструментальные средства — программно-аппаратные сканеры сетевой безопасности.

Работы этапа системы безопасности проводятся и документируются в соответствии с требованиями ГОСТ 34.201-89 «Автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем», СТБ ISO/IEC 27001-2011 «Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования», ISO/IEC 17799:2000(Е) «Информационные технологии. Правила управления информационной безопасностью».

На последующих этапах разрабатывается ТЗ на СИБ, а также принимаются все наиболее значимые проектные решения по создаваемой СИБ.

В зависимости от особенностей ИС и перечня защищаемых информационных активов, проектируются компоненты СИБ с использованием продуктов ведущих мировых разработчиков:
— для построения СИБ, защищающих от сетевых угроз — продуктов компаний Sophos/Astaro, Fortinet, Cisco;
— для обеспечения противодействия утечке конфиденциальной информации — продуктов компании Sophos/Astaro, Symantec;
— для построения систем антивирусной защиты — продуктов компаний «Лаборатория Касперского», Symantec, ОДО «ВирусБлокАда», Sophos/Astaro;
— для построения систем защиты информации в каналах связи, защиты беспроводных коммуникаций — продуктов компаний Sophos/Astaro, Cisco, Авест;
— для построения систем управления информационной безопасностью — продуктов компаний Symantec, HP.

Для обоснования состава и функций СИБ необходимо, в соответствии со стандартами ISO/IEC 15408-1:2009, ISO/IEC 15408-2:2008, ISO/IEC 15408-3:2008, разработать ЗБ на защищаемую ИС. Разработка ЗБ проводится с УГО, необходимым для обеспечения безопасности защищаемых активов в соответствии с требованиями НПА, ТНПА Республики Беларусь, пожеланиями Заказчика.

ЗБ позволяет убедиться в полноте, логической связности и экономической обоснованности примененных средств и методов защиты информации.

На заключительном этапе создания СИБ проводится поставка и внедрение выбранных средств защиты информации. Работы проводятся специалистами, квалификация которых подтверждена сертификатами предприятий — вендоров.

По окончании внедрения средств защиты информации проводятся тестовые испытания, результаты которых заносятся в протокол. Испытания проводятся в соответствии с методиками приемочных испытаний. Протоколы испытаний позволяют убедиться в работоспособности и эффективности созданной СИБ.
В процессе создания СИБ разрабатывается исчерпывающий перечень документов, позволяющий провести аттестацию ИС Заказчика — государственного предприятия.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector