5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Москва: на смену грузовым дворам придут логистические центры

РЖД и Москва избавятся от транзитных грузов

Московские власти и РЖД договорились запустить пилотный проект по оптимизации деятельности грузовых дворов РЖД. Об этом «Ведомостям» рассказал заммэра Москвы Максим Ликсутов и подтвердил представитель РЖД.

Цель проекта «Смарт логистика» – максимально разгрузить улично-дорожную сеть Москвы, переключив грузопоток с автомобильного транспорта на железнодорожный, объясняет представитель «Трансконтейнера» («дочка» РЖД, исполнитель со стороны госмонополии). Для этого компания сформирует отправку грузов так, что в город будут поступать только грузы, потребляемые непосредственно Москвой, уточняет он.

«Более 32% грузов, прибывающих на грузовые дворы столицы, предназначены не для потребителей Москвы. Это много, учитывая, что почти все терминалы находятся в центре города», – говорит Ликсутов. По его словам, Москва используется как транзитный пункт – контейнеры приезжают в центр города, перегружают грузы в фуры и снова выезжают за пределы МКАД. При этом текущие мощности по обработке контейнеров загружены менее чем на 50%.

Пилот должен завершиться до конца 2016 г. Грузовые дворы останутся, но будут работать только на московских потребителей, сообщил Ликсутов.

Вместо дворов центры

Вывод грузовых дворов увязан с поэтапным вводом в эксплуатацию новых (ТЛЦ) в Москве, напоминает представитель стройкомплекса. Грузовые дворы закрываются по мере ввода в эксплуатацию ТЛЦ, зон таможенного контроля и складов временного хранения. Для этого создается «грузовой каркас» из четырех ТЛЦ на станциях Кунцево II, Москва-Товарная-Ярославская, Люблино и Ховрино. Грузооборот Москвы в 2015 г. составил 4,3 млн т, по данным департамента транспорта Москвы.

В Москве 10 грузовых дворов, включая новый транспортно-логистический центр (ТЛЦ) «Ховрино» и реконструируемую станцию Кунцево II. Суммарно они занимают порядка 120 га. Возможно, такое число грузовых дворов и не нужно, замечает Ликсутов.

Пока согласовано закрытие четырех грузовых дворов – Москва-Бутырская, Подмосковная, Москва-Товарная-Рязанская и Москва II Митьково. Имеющиеся площади грузовых дворов используются неэффективно, говорит Ликсутов. Так, за девять месяцев 2015 г. со 120 га земли, из которых половина расположена в ЦАО, получено всего 30 млн руб. прибыли. Кроме того, на указанных грузовых дворах нет современной складской инфраструктуры, они размещены преимущественно в центральной части города с плотной застройкой и недостаточной улично-дорожной сетью, добавляет представитель стройкомплекса Москвы.

Надобности в грузовых дворах, занимающих столь обширные территории, нет, считает управляющий партнер Colliers International Николай Казанский. По его словам, эти земли скорее представляют инвестиционный интерес. Территории бывших грузовых дворов будут ориентированы на обеспечение нужд города, в том числе там возможны проекты комплексного развития территорий, говорит представитель стройкомплекса Москвы.

В материалах Аналитического центра при правительстве РФ («Ведомостям» удалось с ними ознакомиться) отмечается, что уже подготовлены проекты редевелопмента трех площадок: Москва-Рижская (предположительная площадь строительства – 500 000 кв. м), Москва-Смоленская (125 500 кв. м) и Москва-Ярославская (440 000 кв. м). По оценке Knight Frank, застройка Москвы-Смоленской может потребовать 3,2–4 млрд руб. инвестиций, Москвы-Рижской – 25–30 млрд руб., Москвы-Ярославской – 20–25 млрд руб. В перспективе будет реорганизована и часть грузового двора Павелецкая, сказано в документе.

Земельные участки, на которых расположены грузовые дворы, находятся в федеральной собственности, ими распоряжается ОАО «РЖД», уточнил Ликсутов. Вместе с тем, по его словам, город будет принимать непосредственное участие в утверждении проектов планировки территории. Представитель РЖД не стал комментировать тему с редевелопментом грузовых дворов.

Проекты планировок ни по одному двору еще не утверждены, заявил представитель Москомархитектуры. Подготовленный ранее «Моспроектом-2» проект реорганизации грузового двора Москва-Смоленская включал территорию в 35,8 га (в том числе 6,51 га грузового двора). Здесь предлагалось разместить инновационный центр площадью 95 000 кв. м, гостиницу и апарт-отель на 400 номеров. Разработанный НИиПИ генплана проект планировки двора Москва-Рижская охватывал территорию в 50,8 га. Он предполагал сохранить около 16 объектов, в том числе здание Рижского вокзала, художественное училище и т. д., озеленить почти 6 га территории, а 10 га отдать под развитие транспортной инфраструктуры.

«Последняя миля» столичного двора

Сейчас устройство транспортной сети столицы таково, что в центральной и средней ее частях расположены девять действующих вокзалов, более 40 сортировочных станций со складской застройкой и депо, десять грузовых дворов, площадь которых достигает 120 га. Почти 20% этой земли сдается в аренду, переоборудовано или же не используется. А парки отстоя находятся непосредственно в центре города.

Власти столицы не первый год ищут решения, которые позволили бы более рационально использовать эти площади. После начала масштабной застройки города и при остром дефиците земли в начале 2000-х годов власти Москвы подняли вопрос эффективного использования железнодорожных территорий. Однако тогда он остался открытым. Затем в 2013 году правительство Москвы и области, федеральные власти и РЖД утвердили план-график вывода грузовых дворов из эксплуатации. Предполагалось, что к 2018 году на смену грузовым дворам придут четыре новых транспортно-логистических центра (ТЛЦ) — «Ховрино», «Люблино», «Кунцево-2» и «Северянин».

Читать еще:  Входные двери «Аргус»: особенности производства и достоинства

Тогда же эксперты из «Моспроекта-2» и НИиПИ Генплана Москвы предлагали переделать грузовые дворы столичных вокзалов. Первые предложили реорганизовать двор Москва-Смоленская площадью 6,5 га. В частности, специалисты намеревались разместить здесь инновационный центр, гостиницу и апарт-отель на 400 номеров. Другой план, разработанный в НИиПИ Генплана, по перепланировке двора Москва-Рижская сохранял 16 объектов, в том числе здание Рижского вокзала. Но десять из 50,8 га разработчик предполагал направить на развитие транспортной инфраструктуры.

Согласно данным департамента транспорта правительства Москвы, в настоящий момент в столице эксплуатируются десять грузовых дворов. При этом грузооборот города за 2015 год составил 4,3 млн т, а прибыль с этих территорий — лишь 30 млн руб. к сентябрю 2015 года.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в апреле 2016 года вице-премьер Аркадий Дворкович предложил закрыть столичные грузовые дворы. С таким же предложением выступил и вице-мэр столицы Максим Ликсутов, пояснив, что они обрабатывают значительную долю транзита. И хотя территорией дворов управляют РЖД, земля находится в федеральной собственности, поэтому мэрия примет участие в утверждении проектов планировки.

По словам Ликсутова, затягивание сроков закрытия грузовых дворов до первого-второго квартала 2018 года неоправданно. Однако до ввода в эксплуатацию всех ТЛЦ закрытие грузовых дворов невозможно, считают в РЖД. Поэтому железнодорожная компания и мэрия Москвы договорились об оптимизации работы действующих дворов. Соглашение предполагает запуск пилотного проекта развития грузовых дворов, ограничивающий доставку транзитных грузов в столицу. В частности, теперь туда будут допускаться товары исключительно для нужд города.

Такой проект призван сохранить около 68% грузооборота, который приходится на столичных потребителей. А итоги эксперимента позволят экспертам уже к концу 2016 года оценить необходимость ликвидации отдельных грузовых дворов, порядок и конкретные сроки.

«Текущие мощности по обработке контейнеров загружены менее чем на 50%. Грузовые дворы останутся, но исключительно для московских потребителей», — пояснили в правительстве столицы.

Поскольку все дворы находятся в центре города, контейнеры, как правило, перегружают на автомобили и вывозят за пределы МКАД. Таким образом, Москва становится транзитным пунктом.

По данным мэрии, в 2016 году согласовано прекращение работы четырех дворов — Москва-Бутырская, Подмосковная, Москва-Товарная-Рязанская и Москва II Митьково.

Закрытие грузовых дворов в границах МКЖД закладывается в генеральную схему развития Московского транспортного узла (МТУ), пояснила заместитель начальника центра по развитию Московского транспортного узла РЖД Елена Евдощук.

«Хотя окончательное решение пока согласовывается с правительством Московской области, мера эта стратегическая, — говорит специалист. — А сама ликвидация продлится вплоть до конца 2017 года».

Елена Евдощук также добавила, что транспортно-логистические центры — действительная альтернатива грузовым дворам, в которых нет современной складской инфраструктуры. Но в настоящий момент готова только одна подобная мощность — в Ховрино. В стадии близкой реализации — центры «Северянин» и «Кунцево-2». «Перенаправлять грузы директивно в логистические центры никто не может, даже после закрытия грузовых дворов, — уточняет Елена Евдощук. — В данном случае отправка товара остается на усмотрение грузоотправителя».

Решение московских властей о перепрофилировании грузовых дворов осложнит процесс грузоперевозок внутри столичного региона, считает директор по развитию перевозок мелких партий грузов компании «РЖД Логистика» Виктор Борцов. «В новых условиях большую часть грузов примут в области, что приведет к увеличению плеча доставки в Москву автомобильным транспортом, — говорит эксперт. — Как следствие, мы получим увеличение вредных выбросов в атмосферу и дополнительную нагрузку на дорожную сеть». По его словам, есть и другой фактор — экономический: из-за дорогой «последней мили» возрастет стоимость доставляемого товара.

Кроме того, Виктор Борцов пояснил, что на стадии обсуждения перспективы развития грузовых дворов «РЖД Логистика» уже вносила предложение об открытии на базе каждого транспортно-логистического центра подразделения «РЖД Экспресс» (сервис «РЖД Логистики» по развитию перевозок мелких и сборных партий грузов) для обработки товаров и исполнения заказов. И тогда компания намеревалась обеспечивать комплексное обслуживание перевозок с оказанием всех дополнительных услуг (доставкой «от двери до двери», упаковкой, палетированием, обрешеткой, страхованием).

В свою очередь, начальник управления корпоративных коммуникаций оператора грузовых железнодорожных перевозок Первой грузовой компании Дмитрий Бауков считает, что закрытие грузовых дворов в Москве существенно не повлияет на деятельность компании в регионе. И принимая во внимание достаточное количество терминалов за чертой города, ликвидация дворов в центре столицы не затруднит доставку.

«Такие меры позволят РЖД разгрузить Москву от грузового движения в пользу пассажирского, а правительству Москвы — высвободить территории в центре города под жилищную и промышленную застройку», — считает специалист.

Грузовые дворы Москвы: текущее положение и перспективы развития

Многодетная мать смотрит на свои полтора десятка детей, которые пришли с прогулки все испачканные, грязные, в порванной одежде. Смотрит и размышляет вслух: «этих отмыть, или новых нарожать»…

На территории Москвы в пределах МКАД на данный момент располагаются 11 грузовых дворов и 8 малодеятельных грузовых станций.

Читать еще:  Джакузи — спонсор водного массажа на дому

Грузовой двор не является отдельно стоящим зданием и представляет собой часть станционной территории, на которой размещены комплекс зданий и дороги. Задачей грузовых дворов является прием, погрузка, разгрузка, выдача, сортировка и временное хранение грузов.

В соответствии с докладом Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД», объем грузовых перевозок РЖД снизился за последние 20 лет почти в 2,5 раза. Причинами снижения грузооборота является ряд следующих факторов:

  • смещение технологии работы Московского железнодорожного узла на организацию новых видов пассажирских перевозок;
  • несоответствие терминально-складской инфраструктуры железных дорог Москвы современным требованиям грузооператоров и грузовладельцев;
  • моральный и физический износ терминально-складской инфраструктуры;
  • перенос грузовладельцами грузопереработки в Московскую область и переключение доставки на автомбильный транспорт;
  • ограниченная пропускная способность улично-дорожной сети в местах примыкания;
  • отсутствие площадей для развития полноценной терминально-складской инфраструктуры.

Также в соответствии с вышеуказанным докладом «. за последние 30 лет построено не более 22% существующей терминально-складской инфраструктуры на местах общего пользования Московского ж.д. узла, более 76% грузовых обустройств имеют 100% или близкий к 100% износ, порядка 25% производственных участков не эксплуатируются. «

Однако, каждую территорию необходимо рассматривать белее пристально, так как закрыть проще, чем реорганизовать.

Москва-Товарная Рижская

Москва-Товарная Рижская. Площадь территории 35,87 га. Здание вокзала построено в 1897—1901 годах в рамках строительства Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора С. А. Бржозовского.

24 октября 2008 года станция была закрыта для грузовой работы в соответствии с Генеральной схемой развития города Москвы. Решается вопрос о выведении данной территории под жилую общественную застройку.

Москва-Товарная Смоленская

Москва-Товарная Смоленская. Площадь занимаемой территории 88,59 га. В связи с неудобной транспортной ситуацией грузовой двор не имеет перспектив для развития. Также как и с предыдущей станцией, решается вопрос о выведении данной территории под жилую общественную застройку.

Москва-Товарная Ярославская

Москва-Товарная Ярославская. Площадь занимаемой территории 87,78 га. Из них 27,2 планируются к застройке жильем. Используется как погрузочно-разгрузочный центр для станции Лосиноостровская. Грузовой двор может обрабатывать грузы, поступающие с Ярославского хода Московской железной дороги, а также со станций Ростокино и Белокаменная Малого кольца Московской железной дороги, имеет удобные автомобильные выходы на улично-дорожную сеть города Москвы, расположена за пределами Третьего транспортного кольца.

Москва — Бутырская

Москва — Бутырская. Площадь занимаемой территории 37,29 га. В связи со сложным автомобильным проездом через два главных пути Алексеевской соединительной ветки, отсутствием других автомобильных подъездов и небольшой собственной территорией двора, грузовой двор не имеет перспектив для развития.

Москва-Товарная Курская

Москва-Товарная Курская. Площадь занимаемой территории 21,84 га. К станции примыкают подъездные пути завода им. Войтовича (прекратил работу примерно в 2011 году) и московского механического завода «Красный путь» (грузовая работа отсутствует). Пути станции также используются для дневного отстоя составов дальних пассажирских поездов. Дальше станции Москва — Товарная — Курская в сторону Курского вокзала грузовые поезда по состоянию на 2013 год не ходят. В связи с закрытием и продажей завода им. Войтовча грузовой двор не имеет перспектив дальнейшего развития.

Москва — Товарная Рязанская

Москва — Товарная Рязанская. Грузовая железнодорожная станция, расположенная на Казанском и Рязанском направлении Московской железной дороги, построенная в 1897 году.

Несколько лет станции «Москва-Пассажирская Казанская» и «Москва-Товарная Рязанская» находятся под единым руководством. В дальнейшем планируется их объединить в станцию «Москва-Казанская» с товарным парком. Объединенная станция будет заниматься не только организацией пассажирских перевозок и формированием почтово-багажных поездов, но и грузовой работой, то есть будет универсальной.

Москва-Товарная Павелецкая

Москва-Товарная Павелецкая. Площадь территории 52,92 га. Станция Павелецкого направления Московской железной дороги. Является одной из старейших станций Павелецкого направления, построенных одновременно с Павелецким вокзалом сразу после открытия самой железнодорожной ветки.

Грузовой двор имеет удобные автомобильные выходы на улично-дорожную сеть города Москвы и расположен вблизи Третьего транспортого кольца.

Москва-Товарная Киевская

Москва-Товарная Киевская. Площадь территории 55,19 га. Первая железнодорожная станция Киевского направления Московской железной дороги.

В связи со сложным автомобильным подходом через площадь Европы и Бережковскую набережную грузовой двор не имеет перспектив для развития.

Москва-II-Митьково

Москва-II-Митьково. Площадь занимаемой территории 10,75 га

На станции расположена Московская таможня — Московский железнодорожный таможенный пост, отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 5.

В связи с удобным транспортным расположением вблизи Московской кольцевой автомобильной дороги станция имеет все предпосылки для дальнейшего развития.

Ховрино

Ховрино. Площадь занимаемой территории 145,15 га.

На данный момент идут работы по преобразованию станции в терминально — логистический центр «Ховрино».

Планируется, что крупнейший в Москве ТЛЦ будет заниматься приемом и переработкой контейнерных грузов из портов Северо-Западного региона и стран Балтии. Он также позволит переводить часть грузопотока с крупнотоннажного автотранспорта на железную дорогу, осуществлять его таможенное оформление, складирование и доставку в торговые точки города малотоннажным транспортом. Таким образом, отпадет необходимость заезда в столицу большегрузных автомобилей.

Читать еще:  Желтый и синий цвета в интерьере жилища

В районе станции «Ховрино» реализуются одновременно несколько проектов. Это строительство четвертого главного пути, пассажирско-технической станции, метродепо, дорожных развязок и эстакад. ТЛЦ «Ховрино» как объект железнодорожной инфраструктуры и станция «Ховрино» будут взаимосвязаны по всем техническим параметрам. А также строительство одноименной станции метро Замоскворецкой линии.

Кунцево — II

Кунцево — II. Площадь занимаемой территории 81,16 га. Железнодорожная станция Белорусского направления МЖД на тупиковой линии Кунцево-1 — Усово в Москве и Московской области.

На станции планируется комплексная реконструкция грузового двора и станции примыкания. Станция имеет удобное расположение в непосредственной близости от МКАД.

Рассмотренные грузовые дворы позволяют сделать вывод, что большинство их территорий используются нерационально: пути, складская и перегрузочная инфраструктура занимают только половину территории, а остальное — пустырь.

По данным пресс-службы РЖД, грузовые дворы «Москва-Павелецкая», «Москва-Рязанская», «Москва-Бутырская» необходимы в настоящее время для обеспечения потребностей столицы:

– Город потребляет более 30 тыс. т продовольствия в сутки, кроме того, мегаполис нуждается в завозе большого объема грузов, необходимых для обеспечения масштабных строительных работ. Однако сейчас грузовые дворы работают не столько на столичные, сколько на федеральные нужды».

По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики Михаила Блинкина, Москва, особенно в пределах Малого кольца МЖД — «работает в качестве всероссийского транспортного терминала». Вывод дворов позволит реализовывать «разумные девелоперские проекты», добавил он.

— Обязательно надо создавать новые рабочие места на рубежах МКЖД. После ее запуска и обеспечения транспортной доступности новых офисов у города получится сделать большой круг притяжения, настоящую альтернативу центру Москвы.

Жилым домам близость железной дороги не помешает: шумные грузовые составы не будут ездить круглые сутки, пассажирские ведут себя тише и ездят реже, а по Малому кольцу МЖД пустят новые составы, от которых минимум шума.

Существующие грузовые дворы в Москве занимают порядка 800 га. По мнению экс-главы НИиПИ Генплана Москвы, руководителя «Моспроекта-5» Сергея Ткаченко, на этих площадях после редевелопмента можно получить до 10 млн кв. м недвижимости: жилых, социальных, административных и офисных зданий.

— При этом в 30% жители должны дойти от дома до работы пешком, потому что в противном случае транспортная система не выдержит. Получится как в комплексе «Москва-Сити». Сделано красиво и удобно внутри, но нельзя ни въехать, ни выехать, — пояснил он.

По словам Ткаченко, затраты на такое строительство будут существенно выше, чем при обычной застройке.

— Во-первых, надо обеспечить транспортную доступность, проложить коммуникации, а также привести в порядок экологию — а только вывоз загрязненного грунта делает строительство дороже на 20%.

Необходим комплексный подход к реорганизации существующих территорий, выведение функций федерального перегрузочного центра и реабилитация территорий. Однако полный отказ от грузовых дворов на территории Москвы невозможен, так как это может привести к транспортному коллапсу и только ухудшить транспортную ситуацию в городе.

В Москве строительство сети транспортно-логистических центров завершится к 2017 году

В начале недели Александр Кахидзе, занимающий должность руководителя «Дирекции московского транспортного узла» распространил информацию о том, что строительство сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ), направленных на смену грузовых дворов, завершится уже к концу 2017 года. Помимо этого Александр рассказал о схеме движения грузовых автомобилей в столице и сообщил о том, что сегодня активно ведутся работы по уменьшению грузового транспорта на дорогах Москвы.

Программа по замене грузовых дворов на транспортно-логистические центры была запущена в декабре прошлого года. Ее одобрили в рамках проведения заседании координационного совета, состоявшейся под предводительством министра транспорта. С начала внедрения данной программы специалистам уже удалось провести текущий анализ транспортной ситуации в Москве, выявить системные проблемы, а также расставить приоритеты в развитии логистической инфраструктуры. При этом особое внимание, как сообщил Кахидзе, уделяется решению вопросов, связанных с интеграцией ТЛЦ в транспортную систему.

Как нововведения отразятся на схеме движения грузов?

На данный момент в столице наблюдается устаревшая система товародвижения. Это притом, что подавляющее количество транзитных грузоперевозок осуществляется именно через Москву. Как правило, перевозки автотранспортом из Москвы выполняются на склады, которые находятся по всей московской области. При успешном внедрении нововведений, технологии на ТЛЦ смогут предусматривать «растарку» прибывающих грузов. При этом, как сообщил генеральный директор «Дирекции московского транспортного узла» новые технологии не предусматривают сеть крупнотоннажного автотранспорта. Следовательно, это позволит значительно уменьшить трафик крупнотоннажного автотранспорта на столичных дорогах. Помимо этого, за счет перераспределения грузовых потоков будет обнаружено много дополнительных резервов железнодорожной инфраструктуры, что позволит улучшить тактовое пассажирское движение.

На какие объемы рассчитаны мощности ТЛЦ

Специалисты в области развития транспорта убеждены, что за счет внедрения новой ТЛЦ удастся значительно увеличить объемы переработки грузов. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году данный показатель будет равен 9 миллионам тонн грузов в год. Это притом, что в 2013 году объем переработки грузов составил 5.5 миллионов тонн за год.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector