По решению антимонопольной службы, результаты конкурса на пятую секцию ЦКАД были отменены по жалобе от «Стройгазконсалтинг»
Решение ФАС об отмене конкурса на строительство пятого участка ЦКАД незаконно – суд
Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ об отмене конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на строительство, содержание и ремонт пятого пускового комплекса Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Подмосковье, сообщает ИА «Интерфакс» со ссылкой на материалы дела.
Напомним, в ноябре прошлого года контракт на право строительства и обслуживания пятого участка ЦКАД стоимостью 42,2 млрд руб. получила структура АРКС Геннадия Тимченко. Но «Стройгазконсалтинг» Руслана Байсарова, занявший на этом конкурсе второе место по числу баллов, пожаловался в ФАС на несправедливое распределение баллов в ходе конкурса. В середине декабря стало известно, что ФАС признала обоснованной жалобу «Стройгазконсалтинга» и предписала отменить конкурс. В свою очередь госкомпания «Автодор», выступающая в роли заказчика, обратилась в Арбитражный суд Москвы.
Арбитражный суд Москвы признал, что госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») в полной мере выполнила требования закона о закупках и порядка закупочной деятельности компании, разместив извещение о закупке и конкурсную документацию на сайте госзакупок, своем сайте и электронной торговой площадке.
«Таким образом, антимонопольный орган был не вправе принимать жалобу ООО «Стройгазконсалтинг» к рассмотрению и признавать ГК «Российские автомобильные дороги» нарушившей требования Закона N223-ФЗ, на основании пункта 1 статьи 17 Закона РФ N1350-ФЗ «О защите конкуренции», – говорится в материалах дела.
Суд признал несостоятельным и противоречащим законодательству довод ФАС о том, что «Автодор» не разместил на своем сайте проектную документацию в полном объеме, пояснив, что объем и степень детализации требований определяется заказчиком, а объем представленной информации был достаточен для формирования конкурсных предложений и последующего исполнения соглашения.
Как отмечается в материалах суда, «Стройгазконсалтинг», как и другие участники конкурса, были изначально ознакомлены с документацией о закупке, в том числе с тем, что победитель будет отбираться заказчиком именно указанным в конкурсной документации способом. Однако до завершения конкурса компания не обращалась с жалобой в антимонопольный орган, а приняла участие в конкурсе и подала жалобу в ФАС только после определения победителя, которым было признано иное лицо.
Напомним, строительство нового дорожного кольца вокруг Москвы было запущено в конце августа этого года. ЦКАД общей протяженностью 529,9 км пройдет по территории Подмосковья и Новой Москвы в 50 км от МКАД. Реализацию проекта планируется завершить к 2025 году. По данным столичного стройкомплекса, новая трасса ляжет в основу сети скоростных дорог всей Центральной России и позволит разгрузить городские вылетные магистрали (те, что имеют продолжение в Подмосковье) и Московскую кольцевую автодорогу (МКАД).
Пятый пусковой комплекс, ставший предметом пора компаний, пройдет по территории Наро-Фоминского, Одинцовского, Истринского, Солнечногорского районов и городского округа Звенигород Московской области. Протяженность трассы достигнет 76 км. Завершить строительство участка планируется в 2018 году. Эксплуатация данного участка будет осуществляться на бесплатной основе.
ЦКАД может подорожать из-за претензий ФАС
Претензии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к конкурсу на пятую секцию Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) могут привести к затягиванию строительства и удорожанию трассы, предупреждает госкомпания «Автодор», ответственная за проект.
По жалобе проигравшего тендер «Стройгазконсалтинга» ФАС вынесла предписание об отмене уже состоявшегося конкурса. Контракт на строительство и обслуживание участка ЦКАД стоимостью 42,2 млрд руб. достался структуре АРКС Геннадия Тимченко, но теперь ФАС требует отменить итоговый протокол и вновь открыть прием заявок.
Отмена итогов конкурса и перенос начала строительства повлечет необходимость соразмерной инфляционной индексации, которая увеличит стартовое государственное финансирование более чем на 1 млрд руб., сообщил представитель «Автодора». Предписание ФАС нужно выполнить до 26 декабря, «Автодор» рассматривает различные варианты и определяет правовую позицию, говорит представитель госкомпании. Скорее всего, «Автодор» будет оспаривать предписание, отмечают два человека, близких к госкомпании.
Участники конкурсов «Автодора» жаловались и раньше: сама АРКС, проигравшая тому же «Стройгазконсалтингу» контракт на секцию 1 ЦКАД, указывала, что у организационно-технического критерия должен быть больший вес, но оспорить итоги не смогла. Жалоба «Стройгазконсалтинга» на конкурс «Автодора» – первая, которую ФАС признала обоснованной.
Ценовое предложение «Стройгазконсалтинга» было ниже, чем у АРКС: 39,4 млрд против 42,2 млрд руб. Победу АРКС обеспечил критерий «Организационно-техническое предложение», для оценки которого баллы на свое усмотрение выставляют члены конкурсной комиссии.
«Стройгазконсалтинг» в жалобе указал, что считает оценку заявок необъективной, а свой балл – необоснованно низким. Компания в начале года выиграла контракт на строительство первой секции ЦКАД, но теперь получается, что ее компетенции хуже всех, удивляется сотрудник одной из компаний, участвовавших в тендере.
ФАС согласилась с этими доводами, следует из текста решения, опубликованного на прошлой неделе. Для оценки организационно-технических предложений не был предусмотрен единый набор требований к участникам конкурса, указывает ФАС: при описании предложений для стадии эксплуатации компании могли к минимальному набору подразделов сами добавить новые. Такой порядок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения соглашения, заключила ФАС: не представляется возможным определить, что именно оценивается по этому критерию, при наличии каких организационных и технических предложений присваиваются максимальный и минимальный баллы.
ФАС предписала «Автодору» поправить конкурсную документацию и продлить срок подачи заявок.
Пока неясно, насколько решительно настроена ФАС, говорит сотрудник одной из компаний, участвующих в конкурсе. АРКС чувствует себя спокойно, знает человек, близкий к компании. Действие предписания будет приостановлено, как только «Автодор» начнет процедуру обжалования в комиссии ФАС, но само решение ФАС, которое предполагает административную ответственность для «Автодора», придется оспаривать в суде.
Процедура оспаривания займет время, а из графика выбиваться нельзя, рассуждает федеральный чиновник: возможно, проще согласиться с ФАС – все зависит от того, насколько может быть продлен срок приема заявок.
Представители «Стройгазконсалтинга» и АРКС отказались от комментариев.
Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020
Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Экс-главу «Автодора» Сергея Кельбаха подозревают в трех эпизодах злоупотреблений
4 июля стало известно, что в отношении бывшего председателя правления государственной компании «Автодор» Сергея Кельбаха возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями. Бывшему чиновнику, являющемуся сейчас советником генерального директора ОАО РЖД Олега Белозерова по инвестиционным вопросам, вменяются три криминальных эпизода, включая неправомерное авансирование в 2017 году в размере 2 млрд руб. АО «Крокус интернешнл», задействованного при строительстве Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Подмосковье. Куда ушли эти деньги, предстоит выяснить Следственному комитету России (СКР).
Уголовное дело по ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) в отношении Сергея Кельбаха было возбуждено главным управлением по расследованию особо важных дел СКР по результатам совместной проверки, которую проводили Генпрокуратура и Счетная палата. Она началась после того, как первый участок ЦКАД не был сдан в срок, к июню 2018 года. В октябре того же года президент Владимир Путин поручил надзорным органам разобраться в причинах этого, а также проверить обоснованность увеличения стоимости строительства дороги с 300 млрд до 313 млрд руб. Отметим, что первым о процессуальном решении, принятом по результатам проверки, сообщил генпрокурор Юрий Чайка.
Основная претензия правоохранителей к госкомпании «Автодор», являвшейся заказчиком строительства ЦКАД со стороны государства, свелась к необоснованной выдаче в 2017 году аванса в размере 2 млрд руб. АО «Крокус интернешнл», возглавляемой Арасом Агаларовым. Его организация пришла в 2015 году на смену прежнему подрядчику — компании «Стройгазконсалтинг», которая за год после выигрыша тендера так ничего и не построила.
Отметим, что ранее господин Агаларов уже претендовал на строительство первого участка ЦКАД. Однако к конкурсу его фирму не допустили, поскольку она не смогла подтвердить объем выполненных работ по строительству дорог первой категории на сумму 16 млрд руб. Сам «Крокус» оценил его в 16,1 млрд руб., но привлеченные «Автодором» эксперты сократили эту сумму до 3,99 млрд руб.
Как уже рассказывал “Ъ”, строительство скоростной трассы A113 (ЦКАД), платной альтернативы «Малой бетонки» (А107) протяженностью 530 км, началось в 2014 году. В ходе первой очереди планировалось возвести четырехполосное замкнутое кольцо вокруг Москвы длиной около 339 км: эту работу «Автодору» в правительстве поручали закончить сначала в 2018 году, а затем передвинули сроки на декабрь 2020 года. Вся ЦКАД была поделена на пять участков, четыре из которых должны были построить к чемпионату мира по футболу 2018 года на деньги Фонда национального благосостояния, госбюджета и частных инвесторов. В ноябре 2017 года ввели в эксплуатацию лишь часть пятого — в обход Звенигорода.
Тогда же глава «Автодора» Сергей Кельбах заверял, что участки между Ленинградским и Киевским шоссе, а также между Киевским и Варшавским шоссе общей протяженностью 125 км будут открыты в декабре 2018 года, а секции, соединяющие Ленинградское и Варшавское шоссе, сдадут в эксплуатацию в конце 2019 года.
Почему дорожает ЦКАД
Господин Кельбах занимал должность главы госкомпании «Автодор» с 2011 по 2019 год (организация была создана в 2009 году для развития сети скоростных платных автомагистралей в РФ). Свой пост менеджер покинул по собственному желанию в феврале 2019 года, однако правительственному указу о его отставке предшествовал скандал вокруг строительства ЦКАД в Подмосковье. В Счетной палате РФ накануне отставки заявили, что один из самых масштабных проектов госкомпании «Автодор» не будет выполнен в срок. В ведомстве отчитались о строительной готовности ЦКАД от 0% до 66%, что не позволяет завершить основные работы ранее конца 2020 года, а на одном из участков — ранее середины 2021 года.
В Счетной палате РФ основными причинами срыва сроков окончания работ называли «низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков», а также заявляли о невозможности определить полную стоимость скоростной трассы из-за неутвержденной «Автодором» сметной документации на некоторые работы на ЦКАД. Сразу после отчета палаты заговорили о скорой отставке Сергея Кельбаха, причем раньше он уже был объектом критики правительства: в 2015 году премьер Дмитрий Медведев объявлял экс-чиновнику выговор «за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей». Это произошло после того, как в Федеральной антимонопольной службе предъявили претензии к организации некоторых конкурсов по строительству той же ЦКАД.
Как следует из официального заявления СКР, «незаконные действия Кельбаха повлекли тяжкие последствия и существенные нарушения охраняемых законом интересов государства, повлекшие причинение ущерба в сумме более 2 млрд руб.». Также в ходе расследования было установлено, что в 2015 году Сергей Кельбах согласовал незаконную оплату ООО «Кольцевая магистраль» комиссии за банковскую гарантию в размере 3,9 млн руб. в АО «Газпромбанк», а кроме того, «необоснованно» оплатил ОАО «Союздорпроект» за счет средств субсидии на реализацию проекта строительства ЦКАД разработку документации в сумме 132,6 млн руб., что не было предусмотрено федеральной целевой программой. Кроме того, в СКР отмечают, что продолжается сбор доказательств и установление всех обстоятельств совершенного преступления, а также выявляются иные нарушения со стороны Сергея Кельбаха.
Получить комментарии в АО «Крокус интернешнл» “Ъ” не удалось. В ГК «Автодор» подтвердили, что ей поступали запросы по уголовному делу, связанному с бывшим председателем правления госкомпании, а ответы на них были переданы в правоохранительные органы.
Тимченко наносит ответный удар: АРКС пожаловалась на конкурс по ЦКАД
Дорожно-строительная компания АРКС, на четверть принадлежащая Тимченко, пожаловалась в ФАС на действия “Автодора”, заказчика конкурса на строительство и обслуживание первой очереди Центральной кольцевой автодороги протяженностью 49,5 км в Московской области, сообщила вчера служба. АРКС не устраивает порядок оценки конкурсных заявок. Компания, в частности, полагает, что баллы подсчитаны неверно, сказал РБК представитель ФАС. Конкурс приостановлен до момента рассмотрения жалобы, намеченного на 15 мая. В случае если комиссия ФАС признает жалобу обоснованной, “Автодор” должен будет оценить заявки заново.
Представитель АРКС не был доступен для комментариев в течение вчерашнего дня. “Автодор” не может комментировать эту жалобу до того, как изучит ее, заявил представитель госзаказчика. Вчера госкомпания сообщила, что одобрила результаты конкурса и намерена подписать с победителем — компанией “Стройгазконсалтинг” Зияда Манасира — соглашение о строительстве участка ЦКАД за 48,88 млрд руб. на Петербургском международном экономическом форуме 22–24 мая.
Представитель “Стройгазконсалтинга” отказался от комментариев, сославшись на опубликованные ранее слова вице-президента компании Сергея Потапова о том, что его предложение “было объективно лучшим”.
Победитель предложил самую низкую цену, претендует на самый низкий платеж за содержание трассы и самую низкую премию к инфляции (ежегодная корректировка платежа — подробнее см. справку). Государство только в цене строительства сэкономит более 3,5 млрд руб., а разница в цене между претендентами — около 2 млрд руб., сказал министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. “Для государства это большие средства, конкурентам нужно было лучше готовиться и изыскивать резервы экономии”, — сказано в комментарии Абызова, распространенном его пресс-службой.
АРКС не согласна с победой компании Зияда Манасира в конкурсе на строительство ЦКАД. В марте Манасир оспаривал право Геннадия Тимченко на подряд Газпрома. На конкурсе, результаты которого были подведены 29 апреля, предложение “Стройгазконсалтинга” оказалось посередине между заявками АРКС и Crocus Group Араса Агаларова. Представитель Crocus Group не смог предоставить оперативный комментарий.
Северная дорога и “Южный коридор”
Тимченко и Манасир занимают третье и шестое место в рейтинге “королей господряда” журнала Forbes. Еще недавно их интересы сталкивались в основном в борьбе за подряды Газпрома, но теперь соперничество распространяется и на другие рынки. В марте “Стройгазконсалтинг” Манасира проиграл “Стройтрансгазу” Тимченко тендер Газпрома на строительство участка газопровода “Южный коридор” в 190 км, а затем пожаловался на соперника в ФАС, называя свое предложение более выгодным (дешевле на 700 млн руб.). В начале апреля антимонопольная служба постановила провести тендер заново.
В прошлом месяце “Стройгазконсалтинг” выиграл конкурс на крупный инфраструктурный подряд — строительство железнодорожной линии, моста и двух новых станций по проекту комплексного развития Мурманского транспортного узла за 41,5 млрд руб. Второй в конкурсе стала компания “Строй-трест”, связанная с Тимченко (входит в СК “Мост”).
Для Манасира новые подряды необходимы, чтобы загрузить “Стройгазконсалтинг” после потери заказов от Газпрома. Осенью 2013г. компания Манасира проиграла ЗАО “Стройтрансгаз” (50% недавно купили структуры Тимченко) конкурс на 1 млрд руб. на строительство линии электропередачи от Промбазы ГП-2 до ГП-3 Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения, писали “Ведомости”. По информации газеты, монополия решила отстранить “Стройгазконсалтинг” от новых заказов. В ноябре начальник департамента корпоративных затрат Газпрома Михаил Сироткин предложил в письме председателю правления компании Алексею Миллеру распределять основные подряды только между “Стройгазмонтажом” Аркадия Ротенберга, ЗАО “Стройтрансгаз”, “Газпром центрремонтом” и “Салаватнефтехимстроем”.
По данным Forbes, четыре компании Тимченко в 2013г. собрали государственных подрядов на 41 млрд руб., поставив своего владельца на третье место в рейтинге предпринимателей, чьи компании в прошлом году выиграли больше всего государственных подрядов. Зияд Манасир за прошлый год освоил 35 млрд руб., что принесло ему шестое место в рейтинге. Совокупно 15 участников рейтинга Forbes освоили на госзаказах в 2013 году 662,3 млрд руб.