До 2020 года ЖКХ Тувы будет модернизировано за 20 миллиардов рублей
Программу софинансирования модернизации ЖКХ пора тиражировать на всю страну
Жилье граждан должно быть теплым, из крана идти пригодная для питья вода, а коммунальные стоки качественно очищаться – это необходимые требования к современному жилью и коммунальной инфраструктуре. Но, к сожалению, в подавляющем большинстве городов России имеются проблемы с качеством коммунальных услуг. Основная часть котельных, теплосетей, систем водоснабжения и водоотведения строилась еще при Советском Союзе, и их необходимо привести в соответствие действующим нормативам и нужным мощностям. Регионам требуется масштабное обновление ЖКХ , на осуществление которого средств муниципалитетов и областных бюджетов не хватает, а для инвесторов такие проекты зачастую являются убыточными.
Сегодня в стране действует несколько государственных программ поддержки проектов модернизации коммунальной инфраструктуры. Но на практике наиболее эффективным инструментом государственной поддержки развития коммунальных систем является бюджетное софинансирование проектов, которое позволяет покрыть инвестору часть капитальных затрат на строительство новых объектов или реконструкцию действующих. Уже несколько лет этот механизм развивает госкорпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ.
ПРОГРАММА ФОНДА
Фонд ЖКХ помогает реализовывать проекты в малых и средних городах, покрывая до 60% капитальных затрат на новые котельные, очистные сооружения и теплосети, практически не окупаемые с точки зрения частных инвесторов.
Такое финансирование – не единственный механизм государственной поддержки Фондом ЖКХ. Организация также возмещает часть процентной ставки по кредитам и облигационным займам, привлеченным для финансирования проектов, и выделяет средства непосредственно на подготовку проектов.
Оформить заявку на финансирование за счет средств Фонда ЖКХ в целом не сложнее, чем собрать типовые документы для привлечения кредита. Специалисты организации всегда готовы проконсультировать и оказать поддержку регионам в подготовке всех необходимых документов. Однако необходимо обратить внимание на некоторые нюансы.
Фонд не поддерживает проекты, которые могут быть профинансированы за счет других госпрограмм и нацпроектов. Тем более, если для окупаемости проекта предлагается повысить тариф выше, чем предусмотрено установленными индексами совокупной платы граждан за коммунальные услуги. Поэтому на помощь могут рассчитывать лишь некрупные населенные пункты, не имеющие возможности самостоятельно реализовать проекты или привлечь к решению проблемы частных инвесторов. Получить финансирование от Фонда возможно только при наличии разработанной проектной документации, кроме того, такое мероприятие по модернизации должно быть предусмотрено схемами теплоснабжения или водоснабжения и водоотведения.
КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА
Фонд не только софинансирует проекты, он также оказывает всестороннюю консультационную поддержку регионам и контролирует реализацию проектов на всех этапах – вплоть до достижения ими заявленных целевых показателей.
Многие регионы высоко оценили комплексную поддержку госкорпорации – как информационно-консультативную, так и финансовую (см. «Только цифры»). Результаты выглядят внушительно, но это всего лишь капля в море по сравнению с потребностями отрасли! А это значит, что программу Фонда ЖКХ надо не только продолжать, но и масштабировать на всю страну, на самые удаленные ее уголки, где вряд ли можно ожидать финансирования инфраструктурных проектов за счет других источников.
– Помощь соответствующим специалистам органов власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в подготовке проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, выделение необходимых финансовых средств, контроль за реализацией проектов на всех стадиях вплоть до достижения заявленных целевых показателей – вот основные три ключевые составляющие работы Фонда ЖКХ, способные обеспечить улучшение качества коммунальной инфраструктуры и высокую эффективность использования бюджетных средств. Но главное – это, безусловно, то, что такая поддержка позволяет обеспечить равное качество коммунальных услуг для граждан как больших, так и малых городов при сохранении доступности цен на коммунальные услуги, – резюмировала заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк .
ПРОЕКТЫ МАСШТАБНЫЕ
Республика Башкортостан не первый год сотрудничает с госкорпорацией. С 2016 по 2018 год в Туймазинском районе реконструировали четыре котельные, общая стоимость работ превысила 484 млн рублей, в том числе средства Фонда – более 290 млн рублей. Теперь источники тепла работают надежно и рентабельно.
В 2019 году Фонд одобрил еще три заявки от Башкирии в сфере водоотведения. До конца 2022 года планируется построить и реконструировать очистные сооружения канализации в Ишимбайском, Белорецком и Абзелиловском районах республики на сумму более 1,8 млрд рублей, в том числе за счет средств Фонда – свыше 553 млн рублей, что позволит существенно улучшить экологическую ситуацию.
– Проекты масштабные. В одиночку справиться с таким объемом затрат трудно, поэтому, конечно, поддержка Фонда для нас очень важна. Наша главная задача – создать максимально комфортные условия проживания для людей, и с помощью Фонда, уверен, у нас все получится, – отметил заместитель премьер-министра Правительства Республики Башкортостан – министр ЖКХ Борис Беляев .
Сложно переоценить и значение модернизации систем теплоснабжения для сибирских регионов. В Новосибирской области первые проекты с участием Фонда были реализованы в городе Обь и рабочем поселке Маслянино, которые в 2017 году получили новые газовые котельные и сети теплоснабжения. Сейчас идет реализация проектов в городе Черепаново , в котором проживает почти 20 тысяч человек: типичный райцентр, 13 котельных работают с трудом – износ достигает 98%, а тепловых сетей – 88%.
– Было понятно, что локальными ремонтами проблем не решить. Необходима комплексная модернизация всей системы теплоснабжения города. Расчеты показали, что ее стоимость – 741 млн рублей. Деньги немаленькие как для городского, так и для областного бюджета, – пояснил министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис Архипов . – Выходом из положения стала поддержка Фонда ЖКХ. Средства господдержки составили 60%, по 20% вложат свои средства областной бюджет и частные инвесторы, которые будут управлять объектами теплоснабжения после модернизации на условиях концессии. До начала отопительного периода 2020 года будет построено 8 новых и модернизирована одна существующая газовая котельная тепловой мощностью 40 МВт, а также 14,6 км тепловых сетей.
Оформить заявку на финансирование за счет средств Фонда ЖКХ в целом не сложнее, чем собрать типовые документы для привлечения кредита.
В 2019 году – первом квартале 2020 года Фонд ЖКХ одобрил заявки от 15 регионов на поддержку инвестпроектов на условиях софинансирования в коммунальной сфере.
В 34 средних и малых населенных пунктах, в которых проживает свыше 1,48 миллиона человек, с участием Фонда планируется построить и модернизировать 48 объектов коммунальной инфраструктуры и 146 км сетей.
На проекты будет направлено почти 10 млрд рублей, из которых более 5 млрд рублей – средства Фонда ЖКХ, остальные – за счет бюджетов регионов и городов (около 2,4 млрд рублей) и средства инвесторов (почти 2,5 млрд рублей).
Читайте также
Лукашенко подписал указ о поддержке экономики из-за коронавируса. Что будут делать?
Стало известно, какие меры предпримет правительство Беларуси, спасая экономику
Четырехдневка, перенос рабочих дней, отпуска и две третьих оклада: как справляются с кризисом из-за коронавируса крупнейшие белорусские предприятия
МАЗ, Тракторный завод, «Гродно Азот» и «Амкодор» пока никого не сокращают, но работы и зарплаты у людей меньше. Ведь из-за пандемии закрыты рынки сбыта и границы, нет комплектующих
«Рыбы хватит на неделю, и следующую партию вряд ли завезут». Как ограничение торговых надбавок в Беларуси скажется на ценах и импорте
Торговля сейчас работает в условиях постоянно меняющегося законодательства. Мы расспросили представителей бизнеса, как они выживают и чего ждать покупателям
Сын Михаила Гуцериева купил белорусский Паритетбанк. Что изменится для сотрудников и клиентов?
Банк был основан в 1991 году, по размерам активов занимает 15-е место среди 24 белорусских банков
Работникам белорусских заводов не снизят зарплаты, несмотря на падающую производительность труда. Правильно ли это?
Министерство экономики считает, что такое решение не окажет негативного влияния на экономику страны. Мы узнали мнение независимого эксперта
В Беларуси на три месяца заморозили цены на сосиски, кофе, прокладки и туалетную бумагу
Список социально значимых товаров расширился, но ассортимент импорта в магазинах может сузиться
Нефть по цене минус 40 долларов за баррель. За черное золото теперь поставщики доплачивают покупателям?
Разобрались с удивительными результатами биржевых торгов и спросили у эксперта, что все это значит и что будет с курсом белорусского рубля
«Это просто фантики друг другу перепродают»: Вице-президент «Лукойла» отреагировал на падение нефтяных цен до отрицательных значений
Леонид Федун объяснил обозревателю «КП» Александру Гамову – как отразятся на российской экономике результаты торгов на Нью-Йоркской товарной бирже
«Минус 37 долларов»: Стоимость американской нефти впервые в истории стала отрицательной
Такого падения на финансовом рынке не припомнят
Белорусских стиральных порошков станет больше, импортных – меньше? Их все протестировали и нашли 60% некачественных
«Белресурсы» протестировали химию для стирки. Оказалось, больше 60% порошков плохо отстирывают. Госстандарт придумал, как с этим бороться
Из-за коронавируса в Гонконге и Японии выплачивают пособия всем жителям, а в Европе – только предпринимателям
Практически все страны решили оказать финансовую помощь населению и бизнесу
Министр финансов Максим Ермолович: Суммарная программа финансирования МВФ может составить до 900 млн долларов США
Хватит ли денег в белорусском бюджете на то, что туда точно не было заложено? Министр финансов рассказал, сколько планируют занимать и как гасят долги
Возрастная категория сайта 16+
Впервые мусорный оператор в регионе приостановил работу из-за неплатежей
Региональный оператор по вывозу отходов в Туве «СТ-ТБО», работающий в регионе с августа 2018 года, 17 марта приостановил вывоз отходов из многоквартирных домов из-за убытков и недополученных доходов за 2018–2019 годы, уведомив об этом местные власти. Это первый случай остановки с начала мусорной реформы, которая стартовала в России в январе 2019 года.
Через три дня после этого, 20 марта, власти столицы Тувы Кызыла ввели режим чрезвычайной ситуации из-за мусорного коллапса. «По мнению членов городской комиссии, обстановка с бытовыми отходами, которые не вывозятся явно больше трех дней, создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическому ситуацию и угрожает здоровью и жизни населения. Режим ЧС дает возможность муниципалитету начать принимать меры для ликвидации свалок», — говорится на сайте мэрии Кызыла.
Почему в Туве возник мусорный коллапс
«СТ-ТБО» — небольшая компания, зарегистрированная как ООО, — ее уставный капитал, по данным СПАРК, составляет 40 тыс. руб. 100% компании принадлежит Вадиму Симонавичюсу. Гендиректор «СТ-ТБО» Сергей Шапкин 23 марта написал письмо (есть в распоряжении РБК) президенту Владимиру Путину, премьер-министру Михаилу Мишустину, заместителю руководителя администрации президента Сергею Кириенко, министрам природных ресурсов и финансов Дмитрию Кобылкину и Антону Силуанову, в котором объяснил причины остановки деятельности компании и попросил поддержки федеральных властей для возобновлении ее работы.
- В своем письме Шапкин сообщает о недополученных доходах оператора за вывоз отходов в 5,7 млн руб. в 2018 году и 47,5 млн руб. в 2019-м (в сумме — 53,2 млн руб.). Дебиторская задолженность компании на 20 марта 2020 года составила 30,8 млн руб., 26 млн руб. из которых — неоплата вывоза отходов населением.
- «Российский экологический оператор» (РЭО), который отвечает за реализацию мусорной реформы в России, провел анализ работы «СТ-ТБО» и направил 31 декабря 2019 года главе Тувы Шолбану Кара-оолу обращение о принятии мер по стабилизации деятельности регионального оператора, в частности о выделении субсидии по возмещению недополученных доходов, пишет Шапкин.
- Но власти Тувы игнорируют предложение выделить «СТ-ТБО» субсидию и «незаконно» выплачивают ее местному МУП «Благоустройство», заявил РБК исполнительный директор «СТ-ТБО» Владимир Попов. А из-за того, что власти республики распространяли информацию о скорой смене регионального оператора, собираемость платежей за вывоз мусора упала до 23% от плановой, что несет угрозу банкротства, пояснил он.
- Норматив по накоплению отходов, прописанный в территориальной схеме Тувы, составляет 1,4 куб. м в год на человека в многоквартирном доме, а тариф за их вывоз в 2020 году снизился с 67,68 до 65,61 руб. в месяц на человека. «По действующему нормативу мы получаем деньги за вывоз одного контейнера мусора один-два раза в неделю, а вывозим по шесть раз в неделю по шесть контейнеров. Причина в том, что норматив рассчитан неправильно, а также в том, что в квартирах живут не только те, кто там прописан и платит за мусор», — считает Попов. Шапкин указывает в письме на нарушения в принятии территориальной схемы по обращению с отходами Тувы: нормативы приняты без замеров, а региональное законодательство по обращению с отходами противоречит федеральному.
В письме Путину и Мишустину Шапкин предупреждает, что «СТ-ТБО» вернется к работе только после полного возмещения недополученных доходов и убытков, то есть после выплаты субсидии на 53 млн руб. «Деятельность органов исполнительной власти Республики Тыва направлена не на организацию новой системы по обращению с отходами, а на препятствие осуществлению деятельности регионального оператора», — заключает глава компании.
Минприроды России поручило профильным ведомствам Тувы направить куратору мусорной реформы «Российскому экологическом оператору» (РЭО) информацию о сроках внесения изменений в территориальную схему региона. Они также должны представить данные организаций, которые планируется привлечь для обеспечения вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО).
Как реагируют чиновники
Министерство строительство и ЖКХ Тувы неоднократно подавало в суд на «СТ-ТБО», чтобы лишить его статуса регионального оператора по обращению с отходами. Но Арбитражный суд республики в апреле 2019 года встал на сторону компании. Рассмотрение кассационной жалобы на это решение состоится в конце апреля 2020 года.
И.о. министра строительства и ЖКХ Тувы Мерген Хомушку не ответил на запрос РБК. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил, что президент такого письма не получал.
В пресс-службе российского правительства переадресовали вопросы в Минприроды. По поручению Дмитрия Кобылкина РЭО создал оперативный штаб для экстренного реагирования, соообщила РБК представитель Минприроды Наталья Хлопунова. «Территория на крайний случай [c вывозом отходов] имеет законное право взять ситуацию под контроль и назначить временного исполнителя услуги по вывозу отходов. Губернаторы должны быть во всеоружии», — добавила она.
Начиная с осени 2019 года ситуация в Туве с вывозом отходов находилась на постоянном контроле РЭО, в регион неоднократно направлялись письма о необходимости принять срочные меры и решить выявленные проблемы, заявил представитель госкомпании. Никакой информации о резком ухудшении ситуации в последние две недели не поступало, добавил он. «Начиная с 21 марта вывоз отходов осуществляется посредством собственных сил муниципальных образований Тувы», — отметил он. «В ближайшие дни на временной основе будут назначены операторы по вывозу мусора из числа муниципальных предприятий. Такая мера необходима до завершения конкурсных процедур по выбору нового регионального оператора [в Туве]», — сообщил представитель РЭО.
Власти Тувы обязались на еженедельной основе информировать РЭО о ситуации с вывозом ТКО письменно с приложением фото- и видеоматериалов. Также власти должны направить в РЭО информацию о дополнительной потребности в приобретении контейнеров и сведения о существующих полигонах, уточнила Хлопунова РБК.
В каких других регионах есть риск мусорного коллапса
В ноябре 2019 года Минприроды сообщило, что угроза мусорного коллапса из-за некачественной работы региональных операторов наблюдается в 16 регионах. В список вошли Алтайский край, Вологодская область, Кабардино-Балкария, Красноярский край, Курская, Магаданская, Новгородская и Новосибирская области, Республика Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Тува, Томская и Челябинская области.
В декабре 2019 года министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин разослал письма губернаторам, в которых потребовал принять меры для стабилизации ситуации и не допустить банкротств мусорных операторов из-за неплатежей. На совещаниях у Кобылкина в феврале 2020 года власти проблемных регионов докладывали, что наиболее острыми темами, связанными с мусорной реформой, являются низкий тариф и невысокая собираемость платежей.
Еще осенью 2019 года РЭО предупреждал о риске банкротства 10% региональных операторов, или 21 компании, из-за тяжелого финансового состояния. «В конце прошлого года в зоне риска было 16 регионов. После проведения дополнительного анализа в списке с возможным риском банкротства осталось 11», — сказал гендиректор «Российского экологического оператора» Илья Гудков в интервью РБК в феврале 2020 года.
«Пристальное внимание уделяется группе риска. Сегодня это 17 регоператоров, испытывающих финансовые трудности в десяти субъектах РФ. Все, кто ранее находился в этой группе, своевременно получили практические рекомендации от РЭО. Новые участники списка также получают оперативную поддержку», — добавила Хлопунова.
«Приостановка деятельности региональных операторов связана с двумя основными причинами: тарифная политика, которая загоняет их в угол, и низкая собираемость платежей. Если сегодня на федеральном уровне не принять неотложных мер, то уже в ближайшие месяцы мы будем наблюдать не единичные случаи ЧС, а массовые», — заявил РБК председатель комитета по реформированию отрасли обращения с отходами «Опоры России» Полина Вергун.
Ассоциация «Чистая страна», которая объединяет региональных операторов по вывозу отходов и производителей специализированного оборудования, накануне попросила Путина отсрочить выплаты налогов. Письмо подписали более 40 организаций из 30 регионов. В нем говорится, что из-за распространения коронавируса, волатильности на рынках и ожиданий граждан насчет инфляции компании беспокоятся, что у населения снизится покупательная способность, а с ними и собираемость платежей. «Если не принять никаких мер, то некоторые региональные операторы могут прекратить работу. Это в свою очередь приведет к ухудшению эпидемиологической ситуации в регионах в связи со сбоями в вывозе отходов», — отметил руководитель ассоциации Руслан Губайдуллин.
Доходы и расходы государства в 2020-м. Стали известны данные по бюджету следующего года
На прошлой неделе Министерство финансов представило проект бюджета страны на 2020 год, а депутат Анна Канопацкая опубликовала текст пояснительной записки к этому документу.
Доходы консолидированного бюджета на предстоящий год запланированы в размере 39,5 млрд руб., расходы – 40,9 млрд руб., республиканского – 24,425 и 25,420 млрд руб. соответственно. По сравнению с исполнением бюджета текущего года значительно выросли расходы бюджета (+9,2%), притом что доходы увеличились незначительно (+1,1%). Опережающий рост расходов привел к тому, что впервые с 2014 г. государственный бюджет может быть принят с превышением расходов над доходами. Давайте разберемся, почему же так получилось.
Исходные параметры бюджета
Пояснительная записка раскрывает данные, которые Минфин заложило в базовый сценарий экономического развития страны в предстоящем году. Это рост ВВП на уровне 101,9%, среднегодовой курс российского рубля к доллару США – 67,5 руб., курс белорусского рубля к доллару США – 2,2447 руб., цена на нефть марки URALS – 60 USD за баррель, ставка рефинансирования на уровне 9,5%, сохранение объема импорта нефти из РФ для переработки – 18 млн т.
Кроме того, в составе доходов бюджета учтены поступление экспортных пошлин от продажи нефтепродуктов на сумму 1,069 млрд руб. и калийных удобрений по ставке 55 EUR за т и объемом реализации не менее 9,96 млн т на сумму 1,4 млрд руб.
Эксперты и журналисты сразу же обратили внимание на высокий курс доллара США, заложенный в бюджет, – многие расценили его как девальвационный сигнал от Минфина. Впоследствии министр М. Ермолович объяснил такой курс желанием спрогнозировать стрессовый сценарий.
В ситуации, когда валютные доходы страны значительно ниже, чем расходы, использование низкого курса может привести к тому, что дефицит бюджета выйдет за пределы прогнозируемого лимита. Поэтому высокий курс, заложенный в бюджет, следует воспринимать как предельное значение, при котором дефицит бюджета останется в установленных пределах.
То есть намерения опускать курс ни у кого нет.
Доходы бюджета под давлением
Сдерживающее влияние на доходы бюджета оказали неблагоприятные экономические факторы. В первую очередь это прекращение косвенной поддержки, которую нам оказывала Россия. Минфин оценило объем этой поддержки в 1,488 млрд руб., в т.ч. 537,2 млн руб. – потери от реализации «налогового маневра», 950,9 млн руб. – прекращение договоренностей с Россией в нефтегазовой сфере.
Еще 395,6 млн руб. дохода «выпало» из-за причин, не связанных с белорусско-российскими отношениями. В частности, 118,5 млн руб. бюджет потерял из-за отмены ограничения по вычету «входного» НДС в части импорта потребительских товаров, 226,5 млн руб. – из-за снижения с 2,5 до 2,0 повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов, устанавливаемых местными Советами депутатов, 50,6 млн руб. – от снижения кадастровой стоимости земель общественно- деловой и производственной зон.
Нужно отдать должное правительству – даже столкнувшись с дефицитом бюджета, оно не отказалось от курса на ограничение налоговых источников формирования бюджета. Налоговая нагрузка, предусмотренная проектом бюджета, прогнозируется на уровне прошлого года – 24,3% к ВВП. То есть введение новых налогов в 2020 г. не планируется.
Вырастут акцизы и фиксированные налоги
Чтобы поддержать уровень государственных доходов, Минфин предусмотрело ряд мер по наполнению государственного бюджета:
– сохранение увеличенных ставок акцизов на автомобильное топливо;
– увеличение ставок акцизов на крепкие алкогольные напитки (+6%) и табачные изделия (+15%);
– стимулирование ввоза легковых автомобилей из третьих стран путем снижения в 2 раза таможенных платежей для инвалидов I–II групп и многодетных родителей;
– индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях, на уровень инфляции (+5%). Повышение коснется акцизов на отдельные товары, доходов от продажи земельных участков в частную собственность гражданам, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, экологический налог, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходный налог в фиксированных суммах.
Указанные выше меры позволили Минфину изыскать дополнительно 542,4 млн руб. для поддержки доходной части бюджета.
Основные расходы бюджета определяют социальные выплаты и трансферты регионам
Чтобы понять, какие из расходов бюджета увеличились больше всего, мы сравнили расходы республиканского бюджета 2020 г. с аналогичными расходами прошлого года.
Расходы на общегосударственную деятельность выросли на 2,147 млрд руб. (20,73%). Наибольшее увеличение пришлось на трансферты в пользу местных бюджетов (на 1,321 млрд руб., или 34,58% год к году) и ФСЗН (+673 млн руб., или 52,21%).
Больше других выросли такие статьи расходов, как обеспечение проведения выборов (+36,3 млн руб.), государственный материальный резерв (+32 млн руб.), фундаментальные научные исследования и прикладные исследования в области государственной деятельности (+35 млн руб.), резервные фонды, включая резервный фонд Президента (+37 млн руб.).
Существенно выросли расходы по группе жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство – с 100 млн руб. до 502 млн руб.
Расходы на здравоохранение увеличились на 255 млн руб., или 25%, образование – 131 млн, или 13,5%.
Треть всех средств, предназначенных для развития экономики, уйдет на дотации
На развитие национальной экономики запланировано направить 3,532 млрд руб. (рост на 318 млн, или 9,89%). Традиционно большая часть этих средств будет направлена на развитие сельского хозяйства (642 млн руб.), промышленности, строительства (989 млрд руб.), улучшение дорог (976 млн руб.).
Объем государственной поддержки организациям реального сектора экономики в 2020 г. составит 441,6 млн руб. Еще 477,3 млн руб. из республиканского бюджета уйдет на компенсацию потерь банкам и лизинговым компаниям по кредитам, предоставленным в рамках поддержки экспорта.
На финансирование сельскохозяйственных организаций планируется направить 43,7 млн руб. И еще 206,7 млн руб. – на компенсацию процентных ставок по кредитам, выданным сельхозпредприятиям.
Таким образом, суммарный объем государственной поддержки субъектам хозяйствования (преимущественно государственным) составит 1,169 млрд руб. – 33% от всего объема средств, выделенного на развитие экономики.
Расходы на спорт и культуру сократились, на СМИ – выросли
Проект бюджета 2020 г. предусматривает сокращение расходов на поддержку физической культуры и спорта. Если в 2019 г. расходы данной категории составили 333 млн руб., в следующем году они предполагаются в объеме 202 млн руб., т.е. на 39,4% меньше.
Снизились и без того небольшие расходы на поддержку культуры. Проект бюджета предусматривает выделение на эти нужды 141 млн руб., что на 4% меньше, чем в прошлом году.
Зато увеличились расходы на поддержку государственных СМИ, которые составили 164 млн руб., что на 8,6% больше, чем в прошлом году. Львиная часть этих расходов (122 млн руб.) предназначена для Национальной государственной телерадиокомпании. Государственные печатные СМИ также получат из бюджета 7 млн руб. Часть расходов по поддержке государственных СМИ вообще отнесена к категории общегосударственных расходов: РУП «Белорусское телеграфное агентство» получит из бюджета 1,469 млн руб., ЗАО «Второй национальный канал» – 4,241 млн руб., ЗАО «Столичное телевидение» – 1,501 млн руб.
Внешний долг подрастет
Помимо дефицита государственного бюджета на сумму 995 млн руб., в следующем году нам предстоят платежи по погашению внешнего государственного долга на сумму 3,740 млрд руб., внутреннего долга – на сумму 2,236 млрд руб., по гарантиям, предоставленным правительством по займам предприятий, – на сумму 148 млн руб. Еще 7,058 млрд руб. планируется направить на предоставление бюджетных займов и ссуд. К сожалению, документы проекта бюджета не позволяют конкретизировать, какие государственные органы или предприятия и для каких целей получат этот огромный для белорусского бюджета объем средств.
Таким образом, чтобы профинансировать дефицит бюджета, выполнить обязательства по погашению государственного долга, а также получить средства для предоставления бюджетных займов, Беларуси нужна сумма, эквивалентная 14,177 млрд руб.
Откуда мы ее получим? Сумму, эквивалентную 8,803 млрд руб., планируется привлечь благодаря получению иностранных кредитов и размещению облигаций за рубежом, 1,347 млн руб. – за счет выпуска долговых ценных бумаг, предназначенных для внутреннего рынка.
1,194 млрд руб. будет использовано из остатка средств государственного бюджета, накопленных за предыдущие годы.
2,833 млрд руб. поступит в бюджет в качестве возврата ранее выданных займов и ссуд.
Несложно посчитать, что в результате реализации такого плана внешний долг вырастет на сумму, эквивалентную 5063 млрд руб., внутренний сократится на 889 млрд руб., чистый приток средств в виде бюджетных займов и ссуд составит 4,225 млрд руб.
Таким образом, главная причина роста внешнего долга не в дефиците республиканского бюджета, а росте объема бюджетных займов и ссуд, без которых белорусская экономика в текущем состоянии обойтись не может.
Единственная однозначно хорошая новость – уменьшение стоимости обслуживания государственного долга. В 2020 г. расходы этой категории сократятся на 19,5 млн руб. и составят 2,765 млрд руб. 80% этих денег пойдет на обслуживание внешнего государственного долга, остальное – на проценты по государственным облигациям внутреннего займа.
Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК, финансовый эксперт «ЭГ»
Кремль и Белый дом обсуждают содержимое «второго пакета» помощи экономике
Владимир Путин поручил правительству реализовать ряд новых мер поддержки экономики в условиях эпидемии: это льготное кредитование крупных компаний, поддержка региональных бюджетов на 200 млрд руб., авиаотрасли на 23 млрд руб., расширение выдачи беспроцентных кредитов на выплату зарплат и прямая помощь малому бизнесу в пострадавших отраслях. Готовится ряд совещаний с правительством для уточнения параметров помощи: сегодня — по поддержке строительства, также в планах — авто-, авиа- и легкая промышленность, ЖКХ и сельское хозяйство. По данным “Ъ”, Минфин уже готовит переверстку бюджета 2020 года объемом почти в 1 трлн руб., из них 740 млрд руб.— для финансирования «второго пакета» антивирусной господдержки, еще 211 млрд руб.— для расширения санитарных мер. На призывы отраслей к наращиванию этих объемов в разы власти не поддаются — выход РФ из «коронавирусной ямы» оплатят за счет отказа от неактуальных программ.
15 апреля на совещании с правительством президент Владимир Путин поручил Белому дому реализовать несколько крупных мер поддержки экономики в условиях эпидемии COVID-19. Так, правительство должно перечислить регионам 200 млрд руб. на компенсацию потерь в доходах c «возможностью гибко использовать эти средства». Авиакомпании получат 23 млрд руб.
Малому и среднему бизнесу из пострадавших отраслей правительство предоставит безвозмездную финансовую помощь на неотложные цели, в том числе выплату зарплат в апреле-мае. Ее объем будет рассчитываться «с учетом общей численности работников по состоянию на 1 апреля, исходя из суммы в 12 130 рублей на одного сотрудника в месяц», условие доступа — «сохранение занятости на уровне не менее 90% от штатной численности на 1 апреля», уточнил президент.
Еще одной мерой станет расширение кредитования на выплату зарплат — его президент поручил распространить на средние и крупные компании из пострадавших отраслей под гарантии 75% таких кредитов ВЭБ.РФ.
В основном он содержал общие дерегуляционные меры (моратории на проверки и т. п.), материальные послабления для наиболее пострадавших отраслей (отсрочки налогов, соцвзносов, арендных платежей) и меры соцподдержки рынка труда (повышение до максимума пособия по безработице и субсидирование части зарплат).
Однако одновременно с работой над этим пакетом правительство готовит и «второй пакет» господдержки: в 20-х числах марта Минфину было поручено изучить вопрос о текущих приоритетах бюджетного финансирования и реструктуризации региональных долгов федеральному бюджету (см. “Ъ” от 23 марта). Поручения по оборотному кредитованию крупных компаний и по компенсации потерь региональным бюджетам также входят уже во «второй пакет» — в него должны быть погружены более долгосрочные меры по минимизации экономических последствий эпидемии, а также общеэкономические инициативы, скорее ориентированные на ускоренное восстановление после снятия карантинных мер в РФ. Эти меры являются предметом почти ежедневных в последние дни совещаний Кремля и Белого дома: президент сообщил о намеченном на сегодня обсуждении поддержки строительства, также в планах — авиа- и автопром, сельское хозяйство, ЖКХ, легкая промышленность.
Путин объявил новые меры поддержки бизнеса. Главное
“Ъ” ознакомился с одним из обсуждаемых в Белом доме вариантов финансирования этого «второго пакета» — ради его реализации Минфин готовит масштабное перераспределение средств внутри действующего бюджета на 2020 год объемом свыше 900 млрд руб. 740 млрд руб., «найденные» по итогам ревизии прежних бюджетных планов, должны войти в общий финансовый план объемом в 1,5 трлн руб.— недостающие средства (около 600 млрд руб.) предполагается получить от расширения заимствований либо из ФНБ. В реальности Белому дому нужно найти существенно меньшую сумму — порядка 100 млрд руб.: предоставление госгарантий, хотя и создает потенциальную нагрузку на бюджет, реальных денег не требует.
Средства предполагается использовать на социальные меры (поддержку занятости, выплату пособий по безработице и оплату больничных, 180 млрд руб.), поддержку МСП (снижение соцвзносов с 30% до 15% и кредитные программы, 340 млрд руб.), отраслевые меры (в основном налоговые отсрочки, 135 млрд руб.), обеспечение сбалансированности региональных бюджетов (компенсация налоговых потерь и пролонгация бюджетных кредитов, 370 млрд руб.). Меньше всего пока закладывается на поддержку системно значимых компаний (30 млрд руб. и 500 млрд руб. госгарантий).
Использовать такие кредиты компании из перечня (критерии включения в него максимально расширены — фактически это все крупные компании в РФ с более чем 5 тыс. занятых, в проект перечня уже вошло более тысячи крупных предприятий) смогут для закупки сырья и комплектующих и выплат авансов поставщикам. Госгарантии обеспечат половину объема таких кредитов, ставку по ним государство субсидирует в размере ключевой ставки ЦБ (6%).
В частности, в резервный фонд предполагается вернуть экономию от переноса на 2021 год намеченной на 1 июля 2020 года реформы оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих (60 млрд руб.) Как уточнили в министерстве, средства предназначались для выполнения указа президента №288 от 24 июня 2019 года — он требовал оптимизации структуры выплат путем поэтапного увеличения в ней доли окладов. «Учитывая сложившуюся обстановку, Минфином принято решение о переносе данных мероприятий на январь 2021 года»,— отметили в ведомстве. Также на борьбу с коронавирусом будет перенаправлено 50 млрд руб., ранее выделенных Минздраву на модернизацию первичного звена здравоохранения, 50 млрд руб. грантов субъектам РФ за успехи региональных властей и 30 млрд руб., обещанных им же в качестве компенсации двух третей расходов на инвестиционные налоговые вычеты. Под сокращение и перераспределение попадут и ранее утвержденные расходы Росстата на перепись населения (12,7 млрд руб.), управления делами президента — на строительство комплекса зданий Верховного суда в Санкт-Петербурге (13,3 млрд руб.) и бюджетные средства, предназначавшиеся для резервного фонда главы государства (10 млрд руб.).
Мэрия Москвы анонсировала новые меры поддержки пострадавших предпринимателей
Расходовать эти средства предполагается в первую очередь на «санитарные» меры — создание дополнительных койко-мест в регионах (33,4 млрд руб.) и 16 инфекционных центров для военных (8,8 млрд руб.), выплаты медикам (45,7 млрд руб., президент потребовал освободить их от НДФЛ), производство и закупки медоборудования и средств защиты (10 млрд руб.) и т. п. Также из этого источника предполагается компенсировать ПФР уже произведенные выплаты по 5 тыс. руб. гражданам с детьми до трех лет (49,7 млрд руб.) и убытки туроператорам (3,5 млрд руб.) и финансировать кредитную поддержку МСП (7,6 млрд руб.).
В министерстве “Ъ” подтвердили, что «предложения по созданию финансового резерва для финансирования первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики» направлены в правительство, отметив, что «перераспределить предлагается большей частью те статьи расходов, по которым сложилась экономия в ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году, или которые можно перенести на последующие годы». Решения по этим вопросам будет принимать Белый дом.